Когда я рисую оленя, я олень. Когда я рисую свадьбу, я свадебное вино.
Многие могут спросить, а кто такой Нико Пиросмани? И сказать, что никогда о нем не слышали. Но я тут же возражу. Слышали, и не раз слышали. Геймеры, наверняка, играли в Atomic Heart, Егор Крид немного затронул эту историю. Ну а большинство людей прекрасно знают один из самых ярких моментов жизни Нико из песни «Миллион алых роз», уехавшей из России Аллы Борисовны Пугачевой.
Сам спектакль, поставленный Театром «МОСТ» на основной сцене, представляет собой фантазию режиссера о том, как проходили последние дни, недели, а возможно и месяцы художника. Но это не в коем случае не грустная и унылая история.
Эта история полна красок, радости жизни и ярких встреч, всё абсолютно так же, как и на картинах «наивного» художника. Действие спектакля происходит в крохотном чулане, где со своими картинами последние годы жил Нико, и где он с ними разговаривал. Диалог между картинами и художником притягивает взгляд, что боишься моргать, чтобы не пропустить что-то интересное.
Три князя упрекают творца в том, что они держат вино в руках уже не первый год и спрашивают, почему он не нарисовал их пьющими. Рыбак спрашивал, почему на нем красная рубашка? Откуда Нико её взял? Девочка с шаром радовалась жизни и смеялась. Актриса, та самая ради которой художник продал лавку и засыпал улицу розами, возмущается, почему так плохо её нарисовал.
Нико никогда не учился рисовать, он рисовал как видел не только глазами, но и своим широким сердцем. Это без сомнения понимаешь, когда в гости к Нико приходит Петров-Водкин. Художник-самоучка интересуется у просвещенного коллеги о законах живописи и тут же их отвергает.
Эпизод портит игра актера, играющего Петрова-Водкина. Сложилось впечатление, что он случайно попал в этот спектакль, возможно, основной актер заболел и срочно надо было искать замену.
Продолжением становится посещение вернисажа, где выставляется картина «Купание красного коня», знакомство с молодым Нико, и Нико среднего возраста, его встреча с его мечтой и смерть.
Спектакль, конечно, смотрится на одном дыхании, но про него так говорить не хочется. Скорее, он смотрится на одном чувстве, на полувздохе. Это тот спектакль, который жалеешь, что уже посмотрел, потому что его хочется увидеть впервые еще раз, и впервые пережить.
Коллаборация с Яндексом больше рекламный ход, на это даже не стоит обращать внимание. Конечно, на стенах иногда возникают работы Шедеврума, но их легко бы могли заменить работы Нико Пиросмани.
Алексей МАРТЫНОВ
Что может лучше рассказать о художнике, чем его картины. В спектакле «Пиросмани. Праздник одиночества»московского театра «Мост» персонажи картин Пиросмани оживают, выходят на сцену и спорят с художником. Почему рубашка не того цвета, почему я такая толстая, почему праздничный стол на столько беден — наверное так же реальные жители Тбилиси критиковали свои портреты, не догадываясь, что именно благодаря этим изображениям, нарисованным нищим художником на кусках клеенки, о них будут помнить и через сто лет.
Спектакль, поставленный Георгием Долмазяном по пьесе Вадима Коростылёва, длится всего час. И за этот час Нико Пиросмани, умирающий в убогой каморке, вспоминает.. нет, даже не свою жизнь, он вспоминает свои картины. В споре с Петровым-Водкиным, с которым он при жизни никогда не встречался, Пиросмани отстаивает свои взгляды на живопись. Он утверждает, что крупнее надо рисовать не того кто стоит ближе, а того кто лучше и добрее, а маленьким надо рисовать того, кто жаден и жесток. На картинах Пиросмани нет мертвой природы: виноград живой, и вино живое — почему натюрморт?
Актер Всеволод Гусейнов показывает нам такого Пиросмани, в которого веришь: мудрого, неторопливого и очень доброго. Веришь, что для такого художника искусство — это жизнь, рисовать для него так же необходимо, как дышать. Его наивные, добрые картины спасают души и возвращают доверие к миру. При жизни Пиросмани продавал свои картины за тарелку супа, а сегодня его портрет размещают на денежных купюрах.
У же уходя домой, я увидела в фойе театра «Мост» плакат, повествующий о том, что художником-постановщиком спектакля «Пиросмани. Праздник одиночества» было приложение Шедеврум. Это конечно интересный опыт, все сейчас увлечены нейросетями, но я не верю, что искусственный интеллект когда-нибудь будет способен создать по настоящему гениальное произведение искусства. Хотя поживем — увидим.