Вы не поверите, но триллер Рассела Кроу «Покерфейс», который стартует 17 ноября в российском прокате, — это фильм о любви! Когда я смотрела его на пресс-показе в «Формуле кино», я впечатлилась драйвом от игры неких друзей детства в покер, где ставки были весьма высоки не только в финансовом плане, но и вытаскивали на поверхность скрытые до сей поры предательства и ложь.
Красивые природные австралийские планы, куча философских цитат в духе Кастанеды, азарт гонок на Maybach, шикарная домашняя коллекция картин главного героя, которую пытаются украсть злоумышленники, его смертельная болезнь и желание раздать свои миллиардные капиталы всем близким перед смертью.
«Ну и что? — спросила я себя. — Где собака порылась?». Что в этом всём такого? Залезла в интернет и прочитала несколько первых отзывов тех, кто смотрел фильм на английском. Кто-то предположил, что таким образом 58-летний Рассел прощается со зрителем, ну вроде как решил красиво уйти.
Я стала размышлять — действительно ли оно так — и вспомнила невзрачную молодую художницу в самом начале фильма, которая предложила главному герою кино Джейку (которого и играл Кроу) сделать его портрет, чтобы победить на престижном конкурсе. Если б фильм был снят по чужому сценарию, я бы и слова не сказала. Но сюжет принадлежал тоже Расселу Кроу, которого я, заработавшись и заплутавшись в объёмах информации, вообще случайно назвала Куртом Расселом (О, великий Голливуд, прости меня за это!).
И на следующее утро, поджидая маршрутку на остановке, я догадалась. Даже не догадалась, а почувствовала — всё дело в ней — в девушке, которая в фильме появилась на несколько минут в начале, а в конце — её портрет Джейка-Кроу, получивший премию Арчибальда.
Обычно, когда я интуитивно пробираюсь в какие-то скрытые дебри людских мыслей, я себя останавливаю: «Юля, меньше думай! Тебе не идёт! Ты не рентгенаппарат, не томограф и даже не сканер!». Однако, то ли покерный азарт в меня вселился, то ли ещё что, но я прямо завелась. Я связала между собой факт самого появления художницы, которой герой отвечает, что он игрок, с тем, что его «дворец» был под завязку нашпигован дорогущими картинами, включая Поля Сезанна «Игроки в карты». Тем самым оскароносный звезда «Гладиатора» словно иносказательно демонстрирует своей молодой талантливой возлюбленной, которая в реальной жизни точно не художница, а даже может быть спортсменка какая-нибудь, что вот какая роскошь тебя ждёт, дорогая, со мной, что куплю тебе всё, чем ты увлекаешься, даже победу в каком-нибудь состязании, а потом ещё и наследство тебе аховое после моей смерти достанется.
«Бинго, Юля!». Потому что когда я добралась домой и открыла ноутбук, то моё предположение подтвердилось. В 2012 году Рассел Кроу развёлся с женой — актрисой и певицей Даниэль Спенсер. Почему сие произошло — не указывается. Но в фильме «Покерфейс» жена изменила Джейку Фоули с его другом. И уже даже не удивительно, что именно в 2012 году Рассел Кроу познакомился с юной копией Даниэль — малоизвестной актрисой Бритни Териот. Есть что-то в этих женщинах и от Шэрон Стоун, которая и вытащила в Штаты малоизвестного на тот момент актёра, выступающего со своей рок-группой по клубам Сиднея.
В фильме «Быстрый и мёртвый» Шэрон выступала не только в качестве актрисы, но и как продюсер, поэтому настояла на том, чтобы на роль ковбоя Корта взяли именно её молодого любовника — Рассела Кроу. И да, Рассел вместе с Бритни, открыто ставшие выходить в свет в 2020 году, имеют общую страсть к теннису. Ну ок, с Фрейдовским подтекстом фильма разобрались. Теперь вернёмся собственно к визуальному воплощению криминально-философского боевичка.
Начало захватывает именно панарамной картинкой. Океан, в который с разбега ныряют мальчишки, увлекающиеся игрой в покер: Джейк, Пол, Алекс, Макки. Операторская работа Аарона Маклиски — блеск! Меня даже слегка укачало на резком приближении к бушующим волнам, как в очках виртуальной реальности Oculus Rift. А чего стоит крупный план губ юриста миллиардера Джейка Фоули? Шикарный приём передачи состояния напряжения. Тут вообще было не важно, что он говорит, главное — как. Мизансцены динамично сменяют одна другую, и вот уже вроде раз — и конец фильма! Кинокартина действительно всего полуторачасового хронометража. Но впихнул в неё Рассел, который Кроу, ох, сколько!
Теперь по-порядку. Джейк Фоули, узнав о своей скорой смерти, решает вывести старых друзей на чистую воду. В связи с этим, он едет к какому-то шаману за сывороткой правды. Попутно звучат размышления главного персонажа, ну и шаман тоже даёт несколько напутствующих советов. Выглядят они примерно так:
«Оставайся в игре как можно дольше».
«Ты поймёшь, когда придёт время».
«Некоторым спокойнее, когда у них есть рычаги контроля». И тому подобные.
Далее друзьям Джейка предоставляют в подарок три авто Maybach. На них они на перегонки добираются к таинственному дому Фоули.
В какой-то момент появляется взрослая дочь Джейка, очень похожая на Веру Полозкову. Она просит у него деньги на джинсовую курточку.
Разговор с женой более, чем странен:
— Прости, — на ходу говорит Джейк.
— За что? — спрашивает удивлённо она.
— Это решать тебе! — отвечает он.
Друзья поражены небывалым аттракционом щедрости Фоули, и чувствуют где-то подвох в этом неожиданном сплит поте.Топовый автор Алекс предлагает отказаться от странно дорогой игры и сыграть по обычным ставкам. Но Пол и Макки соглашаются. Когда им становится вдруг плохо, Джейк говорит, что отравил их. Шокированные, они рассказывают о своих предательствах Джейка.
Ну и на этом собственно красивая пафосная часть кино заканчивается. В дом проникает брат министра Пола (карьера которого началась с вращающегося ресторана) Виктор с двумя парнями и «пушками». И далее развитие превращается в фарс в стиле тарантиновского «Криминального чтива».
В финале звучат ещё несколько красивых цитат, типа: «Дружба и любовь проявляются тогда, когда ты прощаешь изъяны».
И вот эта мне ещё понравилась:
«Жизнь — это игра. Игра кармы, удачи и физики».
Понравился ли мне фильм? Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Как произведению искусства не хватило эмоций. Слишком много внешней красоты и лоска при скудно выраженных чувствах персонажей, и более того — весь изначально представленный душевный сплин главного героя меркнет с пошлыми откровениями его друзей, а затем и вовсе теряется под сленгом из разряда «тупой и ещё тупее» забравшихся в дом воров. Понравится ли вам? Без понятия. Кто-то в своих отзывах фильм ругает, кто-то — хвалит. На вкус и цвет же товарищей нет! Так что, смотрите — и делайте свои выводы.
Юлия Руденко.