Легенды, мифы, библейские истории или сказки, где что начиналось и чем заканчивалось, трудно сказать. Мы порой не знаем, не только «что день грядущий нам готовит», но и не знаем, что было еще «вчера». Как было верно сказано: «Историю пишут победители…». Эта фраза приписывается А. Дрекслеру, одному из основателей национал-социалистической партии Германии. На самом деле данный тезис появился во Франции на век раньше: «История, возможно, беспристрастна, но не следует забывать, что писалась она победителями», – писал Алексис де Сен-Прист в произведении «Истории монархической власти» (1842).
Был ли Иуда или нет, предавал ли он Христа или выполнял его поручение, или его оговорили (по версии театра) так и останется вечным вопросом. Имя Иуды стало нарицательным, символом предательства. Проклинаемый и одновременно воспеваемый в стихах, песнях и других произведениях. Его образ и судьба вдохновили Максимилиана Волошина, Леонида Андреева и других авторов и режиссеров. Ведь не случайно в пьесе звучит фраза, которая по факту является цитатой из текстов ученых, исследователей и богословов: «Не было бы распятия, не было бы христианства«…
Надо отметить тот факт, что Юрий Грымов берется за постановку спектаклей, которые поднимают серьезные проблемы, и не стремится к простым и однозначным ответам. Это радует и вдохновляет. Хотя по поводу данного спектакля, он заявил на пресс-конференции, что все так и было на 99 процентов, как у него в спектакле. Ну, каждый может верить в свою версию, даже на все 100 процентов. Хорошо, наверное, что есть такой авторский театр одного режиссера, когда художественный руководитель театра одновременно является не только режиссером-постановщиком, но и художником-сценографом, и занимается музыкальным оформлением спектакля.
В начале нашего века был обнаружен древний манускрипт «Евангелие от Иуды». Он многое переворачивает с ног на голову или, наоборот, ставит, наконец-то, на ноги. Спектакль театра «Модерн» подтолкнул меня к тому, чтобы искать информацию о герое спектакля.
Документальные фильмы и художественные статьи исследователей. Мне, конечно, далеко до многолетних исследований Грымова, но это позволяет допустить, что сказано в самом начале: правда может быть неоднозначной. И мы вряд ли её узнаем. И, может быть, поэтому особенно познавательно посмотреть спектакль, основанный не на «классической» церковной версии. Жаль только, что все действие проходит практически в полумраке реальном, а не вековом.
Спектакль «Иуда» стал третьей частью трилогии «Антихрист и Христос» («Петр», «Леонардо» ). Эта трилогия о добре и зле, о верности и предательстве, о любви и ненависти… А Антихрист и Христос есть в каждом из нас. Только от обстоятельств и от нас самих зависит, когда и кем мы можем стать.
Исполнители главных ролей в спектакле: Иуда — Лев Смирнов, Исхак – Вадим Пинский, Понтий Пилат – Александр Борисов, Иисус – Богдан Щукин, Слуга Пилата – Диллон Олойеде, Зиновий – Денис Игнатов, Мария Магдалина – Марианна Канивец, Стражник – Алексей Баранов и другие.
Людмила Шерова
Обложка автора, фото в статье с сайта театра, автор Юлия Мешкова