С 8 июня в кинотеатрах можно застать новый фильм Жака Одиара «Париж, 13-й
округ», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале ещё два года
назад. Искренняя, обаятельная картина, наконец-то добравшаяся и до нас, очень
точно попадает в пульсацию времени и откровенно говорит о гнетущей тоске,
одиночестве и поисках любви. Фильм Одиара можно отнести к категории ночных (к
коим относится, например, «Экзотика» Атома Эгояна), когда вечерняя грусть
особенно отчётлива, а происходящее на экране воспринимается острее. Смотрите и
проникайтесь.
В конце апреля Одиару исполнился 71 год, но на восьмом десятке французский
режиссёр не скурвился, не сошёл с ума и продолжает успешно работать с разными
жанрами. С 2009 года, когда выходил его культовый «Пророк», Одиар снимает по
фильму раз в три года. Предыдущей работой мастера стал вестерн «Братья Систерс»
с Хоакином Фениксом и Джоном Си Райли в главных ролях, относительно лёгкое и
забавное зрелище. Теперь француз, и так занимающий особое место в моём личном
списке благодаря фильму «Моё сердце биться перестало», вернулся с
проникновенной мелодрамой, чтобы наши сердца действительно замирали во время
просмотра.
В прошлом в 13-м округе Парижа проживали как правило семьи рабочих. Сейчас
же он славится Национальной библиотекой, Чайна-тауном (самым большим
азиатским кварталом в Европе) и многоэтажками. В этом районе, не очень
привлекательном для туристов, разворачивается действие нескольких историй,
связанных между собой. Эмили (Люси Чжан) ищет соседа по квартире. Так она
знакомится с Камилем (Макита Самба) и у них начинается роман. На деле же просто
страстный секс и ничего более. Их странные отношения сходят на нет, Камиль
увлекается Норой (Ноэми Мерлан), но из-за того, что ей только предстоит
разобраться в себе, его вновь тянет к Эмили. Нору тем временем поглощает
общение с вебкам-моделью…
В новой работе Жака Одиара прослеживается не только явная тема одиночества и
меланхолии. «Париж, 13-й округ» отображает лёгкость подмены смыслов, когда
можно перепутать похоть с любовью, наивность с глупостью, промискуитет с
заполнением пустоты. Секс здесь становится универсальным средством
коммуникации, единственным способом близости, который лишь опустошает ещё
больше и не даёт желаемого. Персонажи в поисках некой лёгкости наоборот
обретают тяжёлый груз потери — они теряют связь с близкими, с родственными
душами.
Эмили не горит желанием навещать бабушку, особенно после того, как она всё-
таки проведала её и та не узнала внучку. Камиль не понимает и не поддерживает
увлечение сестры стендапом. Нора из-за нелепой случайности по сути становится
жертвой травли. От героев порой веет бессилием и они похожи на детей, которые
только вступили во взрослую жизнь, не зная как принимать её блага и отвергать
ненужное. Но в итоге радуешься их счастью, которое они смогли обрести методом
проб и ошибок. «Париж, 13-й округ» — это эмоциональные качели, на которых
хочется покачаться. Хотя бы потому, что можно и на себя любимого со стороны
взглянуть, примерив образ героев и этому миру в очередной раз поставить
неутешительный диагноз.
У Томаса Манна есть потрясающая повесть «Смерть в Венеции», которую в своё
время экранизировал Лукино Висконти. Название можно интерпретировать
следующим образом — это повествование не о чьей-то смерти, а о самой смерти,
которая обитает в Венеции. Так вот, по аналогии у Одиара главный персонаж — это
одиночество. Живёт оно себе в Париже и очень любит нападать на людей
исподтишка. Но цитируя другой французский фильм, хочется сказать — нельзя
навечно оставаться одиноким, ведь где-то рядом есть такой же человек.