С 4 августа в кино выходит один из самых неординарных и загадочных, а потому и самых ожидаемых фильмов этого лета – «Уховёртка». Режиссёр Люсиль Хадзихалилович не только жена Гаспара Ноэ, но и необычный автор в жанре артхауса. К слову, Люсиль является обладательницей премии «Сандэнс», номинанткой на Золотую пальмовую ветвь и первой женщиной, получившей награду на Международном кинофестивале в Стокгольме. «Уховёртка» — это самобытный, изысканный ребус, разгадка которого может и не открыться с первого раза, но к нему обязательно вернёшься, если попал в плен его печального очарования, если утонул в его сумраке и мизантропичности.
Люсиль Хадзихалилович не впервые снимает фильм, в основе которого лежит тайна, пугающая и завораживающая (обратите внимание на «Невинность» и «Эволюцию»). Что касается «Уховёртки», то новая работа француженки снята по мотивам одноимённого произведения Брайана Кэтлинга. И в нём необычное заглавие является прозвищем молчаливого главного героя, который присматривает за девочкой.
Для Хадзихалилович характерной чертой является исследование телесности, какие-то физиологические подробности, за что её сравнивают с Кроненбергом. А ещё с Линчем – за интерьеры, странность, абсурд. Декорации, отчуждённость и абсурдность происходящего также отсылают к Сартру и его литературному учителю Францу Кафке. Иногда кажется, что в мрачных коридорах «Уховёртки» прячется Грегор Замза и в следующем кадре мы увидим его превращение. Либо арест Йозефа К.
Данная работа является третьим фильмом Люсиль, но это её первый проект на английском языке. В нём присутствует мучительная повседневная рутина и поначалу лишь два героя. Альберт Скеллинк приглядывает за маленькой девочкой Мией, которая никогда не покидает пределы квартиры. Ежедневно он проделывает уже заученные хирургические операции – вставляет девочке ледяные зубы. Однажды в квартире раздаётся телефонный звонок и Альберту сообщают, что девочку необходимо подготовить к отъезду. Позже выясняется, что Альберт страдает от послевоенного синдрома…
В фильме не очень много диалогов, а в первые полчаса зрителей и вовсе ожидает тишина, что превращает картину в аудиовизуальное наслаждение и позволяет воспринимать её на интуитивном уровне. Иногда «Уховёртка» это та самая дурацкая задача, в которой слишком мало дано, но её всё равно надо как-то решить. Здесь действительно минимизированы вводные данные, это иногда смущает. Но преобладающие камерность, эстетство и туманные пейзажи мотивируют самим достраивать и додумывать смысл происходящего. Правда, и единственный упрёк в сторону Хадзихалилович связан с тем, что порой она переигрывает с мрачной эстетикой, упуская нить повествования.
И всё же «Уховёртка» это уникальный и рекомендуемый лично мной опыт, который нужно пережить. Да, он оставит горький осадок и опустошит вас, но вы не сможете его забыть. Хадзихалилович обладает невероятной техникой рассечения кожи, когда надрез сделан осторожно, но глубоко. Вы можете его не заметить, но в какой-то момент вам становится дискомфортно, вы истекаете кровью и больше не в силах думать о чём-то другом.
Новый фильм французского режиссёра можно воспринимать как наслоение одного сна на другой, как судорожное пробуждение от кошмара, как фэнтези или историю о некой травме. Сколько не интерпретируй, разгадок от этого больше не станет. Говорят, что на самом деле уховёртки не селятся в ушах людей, но эта точно найдёт лазейку, чтобы засесть в мозгах. От этого триллера веет холодом и порой безысходностью. Таков он, чувствительный укус ледяных зубов.