3 марта до наших кинотеатров доберётся фильм, получивший Гран-при на прошлогоднем Каннском фестивале. Речь идёт об иранской драме «Герой», режиссёром которой выступил Асгар Фархади – заслуженный мастер и первый представитель исламской республики, удостоившийся «Оскара» дважды («Развод Надера и Симин», «Коммивояжер»). Его новый фильм – о человеке в трудных обстоятельствах, о преодолении, чести и взаимовыручке. Это кино социальное, специфичное, тягучее, но очень притягательное и волнующее.
Обычно Фархади работает на родине, на персидском языке. Но несколько лет назад у него случился испаноязычный опыт с Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус в главных ролях – «Лабиринты прошлого». Лента получила смешанные отзывы и многим хотелось, чтобы в этих самых лабиринтах она и осталась. Действительно, иногда лучше оставаться феноменом в родном кинематографе.
Говорят, что новый фильм Фархади – это же и его лучший фильм. Посмею не согласиться с этим утверждением. Да, в «Герое» всё те же, проверенные временем приёмы, а на выходе – отличный этический триллер и нравоучительное сказание. И выглядит как будто квинтэссенция всего творчества иранского режиссёра. Но всё же «Коммивояжер» в своё время зацепил меня, видимо, сильнее. К тому же, если советовать фильмы для знакомства с иранским кино или творчеством Фархади, то вряд ли стоит начинать с «Героя». Скорее с того же «Коммивояжера», а лучше с дебютной работы – «Танцуя в пыли». Для любителей зрелища пободрее есть ещё Мани Хагиги.
«Героя» никак не назовёшь захватывающим или неожиданным. Тем не менее, он практически необъяснимо гипнотизирует, а неурядицы персонажей переживаешь вместе с ними. Из которых, конечно, больше всего сочувствуешь Рахиму (Амир Джадиди), на чью голову свалились долги и тюремное заключение. Когда ему удаётся на несколько дней выйти из тюрьмы, он навещает близких и имеет шанс погасить свой долг, так как его возлюбленная готова помочь ему. Всё закрутится таким образом, что вместе им придётся отстаивать свои достоинство и благородство.
Общество нестабильно, а мнение этого общества ещё нестабильнее – вот каким представлен современный мир в новой работе Фархади. Как повести себя, когда на кону твоя репутация? И возможна ли ложь во благо? Что касается драматургии, то в этом плане всё выстроено тонко, детально, в немногочисленных локациях порой разворачивается едва ли не античная трагедия. Что не помешает тону повествования многих опрокинуть в сон. Но важно не это. А то, что на примере простого человека и его семьи, Фархади удаётся рассказать историю не отдельно взятой личности, а всего общества. Которое по-прежнему умело маскирует свои пороки.