Эту фразу, вынесенную в заголовок, герой пьесы Марин повторяет несколько раз. И это не случайность. Она выражает суть пьесы. Все происходит в маленьком городке, где все живут своей привычной и скучной жизнью: дом-работа-дом. Но тут есть два странных человека, два учителя: учитель космографии господин Марин Мирою (Виталий Иванов) и учитель музыки Удря (Даниил Богданов), которые что-то ищут, что-то придумывают. Один открывает новую звезду, другой сочиняет симфонию.
Хотя на сцене все начинается как в клоунаде. Герои одеты в яркие и странные почти клоунские костюмы. И ведут они себя и танцуют аналогично своим нарядам. Мадмуазель Куку (Екатерина Латуринская) откровенно клеится к Марину. Он же всячески избегает ее и интересуется только астрономией. Мирою открыл новую звезду, которая не видна с земли. И пришел на вокзал никак все, чтобы полюбоваться на мелькающие окна фешенебельного курортного поезда, а в ожидании друга и коллеги Удри, который должен привезти ему купленную дорогую букинистическую книгу (звездный каталог) за 22 тыс леи при годовой зарплате в 11273 леи. На нее он копил несколько лет, не покупая себе новых костюмов и штопая себе носки.
В пьесе действие происходит в Румынии в 1930-е годы в заштатном маленьком городке, в котором всего 8245 жителей. Здесь принято здороваться с каждым встречным и оглядываться на мнение соседей. Из всех развлечений только два: собираться на вокзале, чтобы полюбоваться на проходящий мимо без остановок дизель-электропоезд «Бухарест — Синая» и поход в кино по средам и пятницам. Ну, конечно, если не считать подглядывания и подслушивания, и сплетни.
Обратно поезд проходит мимо глубокой ночью. И вот однажды такой глубокой ночью он останавливается. И на сцене появляется Неизвестная — симпатичная молодая женщина (Юлия Апалат) почему-то в ночной рубашке и пеньюаре. Уж не знаю почему она в таком наряде, ведь кажется сбежала от своего любовника из казино и даже с фишками вместо денег, а не из постели. И тут я бы могла сказать, разворачивается известная всем любовная, романтическая и одновременно банальная история. Положа руку на сердце, признайтесь, у кого в жизни хотя бы раз не было похожей истории? Экстремальная ситуация, случайная встреча, вспыхнувшие чувства…
Появление данной яркой героини, которая радикально отличается от остальных образов добавляет в комедию загадочность и романтику. Юлия Апалат яркая и трогательная. Кажется, что любовное приключение — это как раз про нее. Но все равно ощущение комедии и клоунады остается. Легкость, внезапность и несерьезность исчезает, когда на сцене появляется Грига (Олег Доброван). Он удивительно настоящий — он не клоун. Он серьезен, способен несколько часов после бессонной ночи педантично и методично искать свою пропавшую любовницу, беспокоиться о ней. Простить ей измену, совершенную в порыве страсти в странном приключении в странном маленьком городке. Не буду сравнивать других исполнителей с кинообразами, но, как мне показалось, Олег Доброван переиграл Михаила Козакова по всем очкам. Он не позер, который сам собой любуется и не дергается нервозно, как Михаил Козаков. И он, кажется, всерьез любит свою странную подругу, которая по его словам создана «немножко из духов, уймы лени и чуточку фантазии». Когда он говорит, что тратит еженедельно десятки тысяч лей на цветы. То понимаешь, что это не формальность, а проявление чувства. Хотя, конечно, в их отношениях больше привычки и удобства для обоих.
По сюжету пьесы, почти каждый открывает себя заново, хотя и остается при своих, кроме Удри. Он получает свой английский рожок. Мирою узнает, что звезды существуют не только на небе. Мона, что существует другая жизнь, где можно умываться на улице холодной водой, а не принимать ванну с температурой 36,6 градусов и что есть созвездие Большой Медведицы. Григ, что его девушка способна взбрыкнуть в любой момент. Но реальную жизнь знают только Мадмуазель Куку и Григ. Она знает жизнь своего городка и смирилась со своей судьбой. А Григ знает жизнь светскую. Остальные живут в вымышленном мире больше, чем в реальном.
И чтобы вернуться к реальности герою пьесы учитель Мирою неоднократно повторяет: «Ни одна звезда не отклоняется от своего пути». Вот и они не отклонились.
Авторы постановки пишут, что хотели бы, чтобы «эта сказка стала поводом задуматься над своим жизненным выбором, который всем приходится совершать фактически каждый день». Но спектакль говорит, что герои сделали верный выбор. Вот если бы они сделали другой, то все могло закончится более печально, хотя и за рамками текста пьесы. В целом спектакль смотрится весьма органично.
Декорации спектакля, как всегда, условны и скромны. С одной стороны двухэтажная имитация купе кажется оригинальной. Но понимаешь, что ни наша героиня, которая является дорогой содержанкой, ни ее хозяин в двухэтажном купе не поехали бы. Скорее в двухкомнатном купе.
Спектакль поставлен по одноименной пьесе («Steaua fara nume», 1942) румынского драматурга Михаила Себастиана.
Еще одна маленькая деталь, я побеседовала с несколькими зрителями и оказалось, что представители молодого поколения не только не видели известный фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда» 1978 года, но даже не слышали о нем.
Режиссёр-постановщик — Екатерина Лунина
Режиссёр-хореограф — Елена Воронова
Художник-оформитель — Алексей Демский
Художник по свету — Аслан Карымсаков
Людмила Шерова