24 апреля, направляясь в Театральный Центр на Страстном, я находился в состоянии предвкушения. Отчасти из-за того, что вёз подарок своей однокурснице, не зная понравится ли он ей, отчасти из-за того, что мне впервые предстояло увидеть спектакль не на русском языке, увидеть другое мышление, другой подход. Однокурсница приняла подарок с восторгом (ей, кстати, огромное спасибо за приглашение), а я испытал, так скажем, духовный экстаз, посмотрев постановку «Искушение святого Антония», над которой работали актёры из Польши. Вечер удался!
«Искушение» — это очень зрелая работа для студентов четвёртого курса. Они взяли материал, с которым можно и интересно работать. Но сказать главное не столько словами, сколько гипнотизирующими движениями и завораживающей музыкой, уместив свой посыл в 55 минут — вот настоящее мастерство.
К тому же, разного рода испытания, искушения поджидают нас на каждом шагу, что делает данную тему весьма актуальной. Например, для кинематографа — на ум приходит недавний фильм «Море соблазна«. В своё время мучения святого Антония изображали Иероним Босх, Маттиас Грюневальд, Поль Сезанн, Сальвадор Дали и другие художники. А Гюстав Флобер всю свою жизнь трудился над философской драмой, в основу которой легла легенда об Антонии Фивском.
Осмыслив написанное Флобером и увидев маленький шедевр от потрясающих поляков, я понял что же из себя представляет Антоний. Это настоящий мужчина, идеальный гражданин. Несломленный. Он жизнь положил на то, чтобы бороться со страшными демонами — искушениями, хотя мог пасть жертвой похоти, чревоугодия, алчности. Он почти отчаялся, стал сомневаться в вере, но… «День, наконец, настаёт, и, как подъемлемые завесы шатра, золотые облака, свиваясь широкими складками открывают небо. В самой его середине, в солнечном диске сияет лучами лик Иисуса Христа. Антоний осеняет себя крестным знамением и становится на молитву».
«Искушение святого Антония» — это история о поисках истины, поиске самого себя, о тяжёлом выборе, об одиночестве и о том, как страшно быть одиноким. И всё же иногда уединение становится выходом. Это, увы, не руководство по тому, как не сойти с ума, когда грань между добром и злом размыта. По этой тропинке каждый должен пройти сам.
Каждый мог бы увидеть себя в главном герое. Но не каждому дано справиться со своими искушениями. Так что будьте осторожны — со словами, мыслями и желаниями.