12 мая в российский прокат выйдет фильм «Нелегал» Дмитрия Давыдова, предыдущая работа которого («Пугало») удостоилась главного приза «Кинотавра» и поспособствовала тому, чтобы режиссёра стали сравнивать с Балабановым. Новая, не менее самобытная картина доказывает, что это не пустой звук, «Нелегалу» тоже можно напророчить хорошую фестивальную историю. К тому же Давыдов не просто преуспел, а достиг небывалого мастерства в проникновенном повествовании о юродивых и отверженных.
Якутское кино, представляющее собой отдельный пласт в кинематографе, по-особенному, по-своему общается со зрителем, влияет на его восприятие, играет с ним. И ряды его поклонников не иссякают. Такое колдовское и неземное, оно освещает всё-таки вполне земные, насущные проблемы. В том же «Нелегале» основными темами являются отчуждённость и равнодушие пугающих масштабов.
По сюжету новой драмы Давыдова подросток из Кыргызстана приезжает в Якутск, чтобы, судя по всему, найти кого-то из родственников. У него нет документов, поэтому задержание не заставляет себя долго ждать. Ему приходится работать на какого-то местного авторитета, который берёт мальчишку под своё крыло. На долю юного мигранта выпадет много опасных испытаний, но однажды он станет ближе к заветной цели…
«Нелегал» начинается как социальная драма с элементами криминального боевика. В этой части камера почти всегда фокусируется на парнишке, выхватывая его профиль или затылок. Зритель едва ли не на физическом уровне сможет почувствовать неловкость и дискомфорт главного героя. Во многом из-за того, что жизнь молодого человека ничего не стоит и находится в чужих руках.
Далее фильм меняет жанр на роуд-муви. Только дальние расстояния преодолеваются героем не столько на колёсах, сколько на своих двоих, окоченевших и обмороженных. А тропы, которыми идёт юноша, порой безлюдны и страшны. Но не так страшны, как сами люди и их безучастность.
Мороз и заснеженные дороги, белизна, что слепит глаза — это кома человеческих отношений. И, конечно, суровая зима тоже выступает в роли героя — она пытается помешать, предостеречь, свалить с ног. В этом плане фильм якутского режиссёра нопоминает другую драму выживания, которую снял Сергей Дворцевой — «Айка» (2018).
Но будут на пути киргизского подростка и милосердие, и чудеса, и нечто доброе. Бумажный кораблик, пущенный по воде играющим мальчиком, будет символизировать для главного героя спасательное судно. И действительно, у детворы он сможет позаимствовать рогатку, чтобы подстрелить себе что-то на ужин. Потом он встретит старого охотника, подобного доброму лесному духу — старик накормит и обогреет чумазого, еле живого пацанёнка. На какое-то мгновение они станут друг для друга близкими людьми.
А после мальчик, словно переродившийся благодаря заботе незнакомого деда, вдохнёт прохладный свежий воздух. На заднем фоне ветви деревьев будут колыхаться на ветру — он захочет уподобиться этим деревьям, прорасти на этой земле, не знать гонений. Но повзрослевший и возмужавший за время своего трипа, этот парень, возможно, не найдёт приюта даже там, куда он так стремился.
В «Нелегале» по сравнению с «Пугалом» отсутствуют мистика и шаманская тематика. Но только на первый взгляд, потому что минималистичный и очень атмосферный саундтрек завораживает непостижимым образом. И иногда говорит даже больше, чем сами герои (и правда немногословные). К мистической же составляющей можно отнести следующую трактовку фильма — это душа героя предпринимает путешествие к чему-то знакомому и родному, а сам он уже давно замёрз где-то на лютом холоде.
Если проводить параллели всё с тем же «Пугалом», новая работа Дмитрия Давыдова получилась более размашистой, что в плане локаций, что в плане хронометража. Неизменным остался уже узнаваемый почерк, за который Дмитрию сулят звание главного автора нашего независимого кино. Давыдов и впрямь делает фильмы, застревающие в памяти. Но выковыривать их оттуда и не хочется.