«Не бойся быть счастливым, даже за день до смерти»

Мой бедный Марат - рецензия и отзывы на спектакль. Театр Романа Виктюка Рецензии на спектакли
«Мой бедный Марат» в театре Романа Виктюка.

Так случилось волею судьбы, что в здание театра Романа Виктюка я попала первый раз. Много лет назад, на сцене московского ТЮЗа во время ремонта здания театра, смотрела «Федру». Может быть, приятные воспоминания и подтолкнули меня к желанию посмотреть постановку в родных пенатах. Название пьесы тоже смутно рождало ностальгическое чувство о чем-то хорошем.

И вот мы с коллегой в театре. Небольшой, но вполне уютный зал. Жаль много ступенек. В антракте спуститься на этаж с буфетом в этот день для меня было немыслимо. Жаль, нет лифта для старшего поколения.

Но в отличие от меня в пьесе «Мой бедный Марат» о судьбе трех молодых людей, повстречавшихся волей случая в полуразрушенном доме в блокадном Ленинграде, герои постоянно и лихо поднимались и спускались по лестнице. Я это оценила особенно в этот день. Хотя еще месяц назад приняла бы как должное.

В текст пьесы Алексея Арбузова время и судьба героев текут своим чередом от 42 года до 59. (Ну, конечно же, я ее прочла после просмотра в театре.) На сцене же начало пьесы, можно сказать, начинается с конца, а юные годы представляются как воспоминание уже серьезно повзрослевших героев. И поэтому двух героев играют актеры разного возраста: молодую Лику играет Мария Матто, а взрослую Лику – заслуженная артистка России Екатерина Карпушина, молодого Леонидика — Константин Авдеев, а взрослого — Павел Новиков. Кроме этого в театре последние годы — это не 59 год. Финал приблизили к нам и сделали героев более возрастными.

Взрослые Лика и Леонидик женаты много лет и, кажется, живут вполне благополучно и дружно. Их юношеские мечты во многом сбылись. Он пишет стихи и даже готовит к публикации отдельный сборники. Но на этом поприще известности и популярности он не получил. И сам свои стихи оценивает не так высоко, как хотел бы. Она стала врачом, как и хотела, и делает на этом поприще карьеру, хотя мечтала о науке. В общем, внутренняя неудовлетворенность постоянно присутствует в их жизни и заставляет их мысленно возвращаться в далекие военные годы, когда совсем юные Лика, Леонидик и Марик (Марат — Никита Башков) встретились и были счастливы. Они выжили в блокадном Ленинграде под бомбежками, в холоде и голоде, Марат и Леонидик остались живы на фронте. Они вернулись, только Леонидик потерял руку.

На сцене постоянно хлопают крышками, как бы от шкафов или комодов, достают закипевшие чайники, стучат металлической посудой. Взрослый Леонидик занимается редактурой своей рукописи и просит Лику похлопотать, чтобы тираж книжки стихов был больше. Лика сообщает о повышении и прибавке зарплаты. Но они все это время ждут телеграммы с поздравлением с днем рождения Лики от Марата.

И вот появляется Марат. Он всегда появляется неожиданно. Первый раз, когда вынужден был вернуться в свою комнату, потому что в домик, где он жил с сестрой попала бомба, и сестра погибла. Потом также неожиданно появился не сразу после окончания войны. И вот сейчас, он не стал присылать телеграмму, чтобы его появление было особенно неожиданным. Он не изменился. Его и юного 17 летнего и взрослого играет один актер. А Лика и Леонидик сильно изменились.

Спектакль смотрелся бы слишком бытовым, если бы не боль, которая пронизывает все действие, и это не боль военных потерь, и даже не боль потерь родных и близких во время войны. Это боль потерянной любви. Сначала кажется, что нас должны больше трогать именно эти потери военных лет. Но по-настоящему трогает и трогает до глубины души финал пьесы, когда взрослые, пережившие войну и, казалось бы, реализовавшие свои юношеские планы, герои оказываются несчастливы. Для счастья им не хватает вроде бы мелочи — быть вместе с тем, кого любишь и кто любит тебя. И в финале пьесы это сбывается. Теперь Марат и Лика будут вместе. И Леонидик не пропадет. Но прошедшие годы потеряны безвозвратно. И это чувство актеры передают проникновенно и трепетно.

Можно говорить о странных двухэтажных декорациях с лестницей и крышками в поле. Можно дергаться от постоянного хлопанья этими крышками. Скажу прямо, что во втором действии я стала от этого дергаться, хотя в первом действии почти не замечала. Можно говорить о странных костюмах, правда, преимущественно Лики. Ее платья скорее похожи на ночные рубашки. Можно говорить о трех чайниках, из которых сыпется песок вместо кипятка или просто воды. Можно говорить о том, что одна из сцен похожа на игру: кто займет стул, тот скажет свой монолог. Но все искупает возникающее в финале щемящее чувство сопереживания героям.

И звучат как завещание всем живущим от поколения, победившего в войне: «Не бойся быть счастливым, даже за день до смерти».

Спектакль «Мой бедный Марат» в постановке Александра Тарасова заставляет каждого задуматься, а так ли он жил, а так ли он живет сейчас…

Людмила Шерова

фотографии с сайта театра

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
INTEATR.RU
Оставить отзыв о спектакле "Мой бедный Марат":

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.