С 30 ноября фильмотеки онлайн-кинотеатров пополнятся вдохновляющей мелодрамой Седрика Клапиша «Шагни вперёд». Хоть название и ассоциируется с франшизой про танцы «Шаг вперёд», а балерина в центре сюжета может напомнить про «Чёрного лебедя» Аронофски, фильм французского режиссёра всё-таки далёк от них. Он иной по наполнению и атмосфере, бесконечно красивый, романтичный и мотивирующий. А ещё напоминает чашку согревающего напитка — то, что нужно в эти морозные вечера.
61-летний Клапиш за свою карьеру снял не один десяток картин. Несомненно разной степени качества, но я до сих пор помню покоривший меня «Париж» 2008 года. В 14 лет я мало что понимал, но это был один из тех фильмов, который сделал меня чувствительнее и приоткрыл завесу в мир французского кинематографа наравне с Жаком Одиаром («Моё сердце биться перестало»). Многим другим скорее всего хорошо известен фильм Клапиша 2019 года — «Он и она».
Наверное, «Шагни вперёд» произвёл на меня примерно такое же впечатление, как в своё время «Париж». Не без нотки светлой грусти, он производит терапевтическое воздействие и совсем не пугает заезженной тематикой (взлёты и падения, непростой путь к успеху, поиск себя). Есть что-то во французских фильмах от буддийских истин. И новая картина Клапиша демонстрирует, что жизнь полна страданий, жизнь есть постоянное движение и мы сами тоже меняемся день ото дня.
Элизе (Марион Барбо) уже хорошо известен вкус успеха — она является юной звездой на большой сцене, её выступления всегда собирают аншлаг. Но перед одним из таких выступлений возлюбленный предаёт её, зажимаясь в углу с другой балериной. Не в силах сосредоточиться на балете, Элиза получает серьёзную травму, которая грозит двухлетним перерывом в карьере. То есть почти забвением. Но в свои 26 лет Элиза не готова так легко сдаться. И поэтому она начинает переосмысление собственного пути с помощью современных танцев.
К слову, главную роль в фильме исполняет реальная прима Парижской оперы — Марион Барбо. Помимо неё в кадре появляется один из лидеров современной хореографии Хофеш Шехтер. Пожалуй, что для полной достоверности в таких фильмах действительно необходимы профессионалы своего дела — каждое движение тут точное и очаровательное. А история в центре сюжета от этого становится ещё более нежной, трогательной и стимулирующей.
Фильм полон красивых кадров — городских пейзажей, танцев, коллективных ретритов мечты. Есть тут и свой comic relief — Франсуа Сивиль, большинство забавных сцен связано с появлением его персонажа, милого дурачка, влюблённого в главную героиню. В целом же «Шагни вперёд» выглядит весьма нетрадиционно, даже имея в основе классическую историю о сокрушённом человеке, который обращает себе во благо новый опыт. Так что пусть вас не обманывает завязка фильма, он станет раскрываться во всём великолепии к середине.
Оригинальное название картины «En corps» можно перевести «В теле». То есть в здоровом теле здоровый дух, а Ювенал изначально вкладывал в эту фразу следующий смысл — лишь разум может заставить тело вести деятельность, созидать, бороться и побеждать, а с безвольным духом тело ни на что не способно.
За каждым новым поворотом судьбы кроется неизвестность. Но ясно одно — каждое испытание нужно принимать как данность. А фильм «Шагни вперёд» можно назвать хорошим руководством к тому, чтобы научиться это делать.