Премьеру фильма «Быть» Александра Ковтунца показали 2 июля на XVII Международном кинофестивале «В кругу семьи» в Ярославле.
Из века в век независимо от возраста каждый человек постоянно задается извечным вопросом Гамлета: «Быть иль не быть?» Вы скажите, что тут нет сомнений как отвечать. Ясное дело — «Быть». Только вот жизнь показывает, что каждый человек в зависимости от сути вопроса и обстоятельств отвечает на этот вопрос по-разному или уходит от ответа. Герой фантастического фильма Александра Ковтунца блогер и рэпер Илья (Олег Гаас) с самого начала отвечает на этот вопрос по своему: быть успеху, карьере, выгодному контракту, нет незапланированному ребенку, да сексу, нет любви.
Возможно, его тяга к личному успеху обусловлена тем, что он рос сиротой: мама (Маргарита Аброськина) умерла при родах, на нем лежало клеймо сына отца-убийцы (Дмитрий Власкин), который сидел в тюрьме. Не будем обсуждать вопрос насколько реально обижать ребенка за поступок отца в 2000-х годах. Это фантастика, и тут всякие мелочи типа психологии людей того времени могут быть тоже немного фантастическими. Нелепости и странности вообще часто встречаются в большом кино. Ну например, в этом фильме есть сцена, в которой человек, у которого в 1993 году в руках практически профессиональная и безумно дорогая кинокамера, напивается и вручает ее практически первому встречному — нашему герою Илье. Сцена из разряда «не может быть никогда». Знала я таких ребят в те годы- они с камерой в руках ни грамма в рот не брали. А ведь эта камера уже в руках героя играет важную роль в сюжете. Совсем по Чехову: «Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, в последнем оно обязательно выстрелит». Но в этом фильме важнее другое.
Парень очень хочет победить в рэп-баттле (рэп-битва или состязание в мастерстве исполнения рэпа) и тут волшебное такси с мудрым дедушкой почти дедом Морозом (Федор Добронравов), привозит его до момента его рождения в прошлое, как уже сказано, в 1993 год. Илья хочет убедить своего соперника рэпера Башку (Михаил Башкатов), что рэп — это очень плохо и им опасно заниматься. Встречает своего соперника в детском возрасте и запугивает. Но на этом его путешествие в прошлое не заканчивается. Он встречает свою юную маму и молодого отца до своего рождения. И пытается повлиять на их жизнь. Он еще не изменился в этот момент. Остался эгоистичным и корыстным юношей, поэтому не разобравшись не стесняется делать фактически подлости, которые потом самому и приходится исправлять.
Друга отца убивают, отца ложно обвиняют в убийстве друга. Отец арестован. Мама на операционном столе. Ей нельзя рожать. Врач настаивает на прерывании беременности. И ситуация складывается так, что Илья сам дает согласие на эту операцию как родственник и исчезает. В этот момент, наверное, он и меняется окончательно. Илья отвечает на вопрос «быть иль не быть» одновременно и да и нет. Быть для мамы и не быть для себя ради мамы. Он жертвует собой ради близкого человека и исчезает на глазах зрителей.
Зрителям в этот момент кажется, что вот это и есть глубокий философский и жизненный смысл картины. Герой пожертвовал собой ради своей матери. Он исчез потому что не родился…Тут мы видим не только семейное кино. Это кино о высокой нравственности, любви и морали. Только не ищите в нем ответы на все смыслы бытия и на все вопросы современности. Но фантастическая история на то и фантастическая история, чтобы все завершилось совсем иначе.
Кстати, сам режиссер Александр Ковтунец играет в фильме своего рода главного злодея Валеру и блещет обаянием и безграничной любовью к своему сыну по сюжету фильма. Поэтому в его злодейство не очень верится. Кроме этого, в фильме сыграли и такие звезды как Иван Охлобыстин (ведущий баттлов), его образ своего рода шаблон многочисленных клоунов из западных сериалов, которыми запугивают детей и подростков. Также в фильме снялись Гоша Куценко, Олеся Железняк, Игорь Скляр и другие.
Насколько рэп в данном фильме станет той фишкой, которая привлечет молодежную аудиторию, трудно сказать. Но сделать рекламу рэпу может.
В целом фильм интересен и легко войдет в список популярных рождественских и новогодних сказок. Тем более, что именно в это время и ожидается его премьерный показ.
Сценарист: Павел Воронин
Оператор: Евгений Привин
Художник-постановщик: Василий Распопов
Тексты для рэп-композиций: Кирилл Батишта
Длительность фильма: 90 минут.