«Мозаика от Криса Маркера»

Моё знакомство с Крисом Маркером как режиссёром-документалистом (ведь он был ещё писателем, журналистом и фотографом) началось с его работы «Взлётная полоса». Выполненный в технике фоторомана, этот фильм напомнил мне увлекательный комикс, напомнил зеркало, разбившееся на осколки, в которых отображается прошлое и настоящее. Единственная игровая картина Маркера рассказывает о путешествиях во времени. К слову, не будь этой получасовой короткометражки, мы бы не увидели замечательный фильм Терри Гиллиама «12 обезьян». Ниже речь пойдёт о киноэссе «Без Солнца» — эксперименте, который можно считать пиком мастерства Криса Маркера.

Не могу сказать, что не люблю документальное кино, иначе не посещал бы второй год подряд потрясающий Center Festival. Но всё же редко находишь что-то стоящее. Другое дело — Крис Маркер. Кадры аэропорта из уже упомянутой «Взлётной полосы» и по сей день порой всплывают в моей памяти. Немало будет говориться о работе памяти как раз-таки в картине «Без Солнца».

Прежде чем ознакомиться с одним из лучших фильмов-эссе, я решил немного расшевелить мозги, поэтому для просмотра были выбраны следующие картины: «Статуи тоже умирают» (о том как европейская культура поработила африканскую), «Тайна Коумико» (разговоры с загадочной японкой) и «Письмо из Сибири» (о многообразии этого края). Я был во всеоружии.

Так мне казалось. Восторг сменялся замешательством — я как будто встретил идеального человека, притом зная, что таких не существует. Но «Без Солнца» — это гениальное творение. Учитывая то, что Маркера интересует всё, здесь он предстаёт в роли гида по Токио и Африке, в роли вуайериста, что пытается украдкой поймать взгляд чёрной женщины, в роли экспериментатора и новатора. Он рассматривает время, жизнь и человека через призму таких медиа, как видеоигры и телевидение, размышляет о воспоминаниях, которые мы, по его словам, переписываем (не забывая при этом упомянуть «Головокружение» Хичкока). Мозаика от Криса Маркера — он высыпает на стол контрастирующие образы, а мы собираем картинку целиком.

Не знаю насколько я буду прав, но думаю, если бы Маркер снимал художественные фильмы, то это было нечто среднее между Антониони и Кроненбергом.

Став создателем такого жанра, как киноэссе, Крис Маркер оказал влияние на многих, в том числе и на Рона Фрике (грех не вспомнить его работы — «Хронос», «Барака», «Самсара»).

Огромное спасибо Центру документального кино за возможность лицезреть «Sans Soleil» на большом экране. Рекомендовано к просмотру. И не единожды. В этом гипнотическом калейдоскопе можно блуждать бесконечно, ведь разноцветные стёкла каждый раз превращаются в неповторимый узор.

Режиссер: Крис Маркер
Страна: Франция
Год: 1983
Язык: английский, французский и японский
Перевод: русские субтитры
Время: 104 мин.
Возраст: 16+
Поделиться с друзьями

Город: Москва
День рождения: 5 марта 1994

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.