«Мой маленький Фи-Фи-Фигаро»

Рецензия на спектакль "Фигаро" театра на Таганке (Москва) Рецензии на спектакли
"Безумный день или женитьба Фигаро" на сцене Театра на Таганке

Последнее время все больше привлекают веселые спектакли. Может быть, потому что «жить стало веселее», точно как в одной притче о царе и сборщиках налогов. Вот и хочется веселиться. Это желание и уловил театр и режиссер Денис Бокурадзе прежде всего в выборе материала.

Все хорошо знают и помнят сюжет пьесы по телеспектаклю театра Сатиры, снятому на телевидении в 1974 году. Но премьера его состоялась 4 апреля 1969 года. Прекрасные актеры, декорации и исторические костюмы. Кажется, что его можно пересматривать бесконечно. Не стану утомлять читателей восторгами по поводу постановки театра Сатиры, ибо моей темой является совершенно новое прочтение пьесы великого Пьера Бомарше — спектакль «Фигаро» на сцене Театра на Таганке.

Если начать сразу с конца и сказать, что мне данная версия понравилась, то кажется, а что еще тогда тут можно добавить? О, поверьте — очень многое. Во-первых, театр решил очень лаконично декорации, которые грамотно работают на всю сценографию спектакля. Спектакль музыкален, пластичен и очень динамичен. В четыре двери, расположенные на заднике на сцене, все время входят и выходят герои, они это делают даже во время диалогов, все двигаются очень быстро, танцуют и поют. И трудно сказать, кто это делает лучше: известная певица Лариса Долина в роли Марселины или не менее известная актриса Ирина Апексимова в роли графини Розины.

Образы героев узнаваемы с первого момента их появления на сцене. Походка, жест — и ты не ошибешься, кто есть кто. Единственные герои, которых с одного взгляда не узнаешь — это Фигаро (Роман Колотухин), который предстает с розовыми волосами и черными усами в стиле Сальвадора Дали, и придворный учитель музыки и музыкант Базиль (Филипп Котов), в версии театра — молодой и симпатичный яркий блондин. Их можно и перепутать. Ну, до первой сцены, конечно.

Эти два героя с точки зрения цветового решения спектакля самые цветные и яркие, потому что костюмы всех героев и героинь решены в стиле унисекс: черные брючные костюмы разных фасонов. Костюмы, решенные в историческом стиле, лишили бы спектакля его динамики. Ну как бы графине в юбке с кринолином быстро вбегать в двери и тут же выбегать?

В данной версии знаменитая пьеса Бомарше стала своего рода мюзиклом, в котором можно услышать популярные эстрадные песни, порой с новыми стихами. Гротеск в исполнении только подчеркивает художественную целостность спектакля. Особенно гротескно смотрится образ Графа Альмавива (Игорь Ларин). И это ему даже идет. Ну, не легко графу выкручиваться, когда он то и дело попадает в просак. Приходится даже к зрителям обращаться для уверенности. Да, это не глубокая философская версия театра Сатиры 1969 года, когда каждая фраза звучала как оценка того мира, в котором мы жили. Мир изменился и перед нами веселый музыкальный спектакль о казусах любви, изменах и ревности в конкретной семье, хотя и принадлежащей элите.

И вот тут самое время перейти к моему традиционному «но». Да, оно есть. Но об одних можно промолчать, другие не все поймут. Но кто посмотрит спектакль, тот услышит.

В спектакле участвуют, кроме уже упомянутых, следующие актеры: Анастасия Лазукина (Сюзанна), Сергей Ушаков (Бартоло), Кирилл Янчевский (Керубино) и другие. Как уже сказано почти в самом начале — все на своем месте.

Радует живая музыка, при этом музыканты тоже исполняют определенные роли по сюжету спектакля. В спектакле звучат не только известные песни; основная музыка была написана специально для спектакля композитором Арсением Плаксиным, стихи — Николаем Денисовым. Финал спектакля завершает веселая песня, которую сначала поют пары, а потом все вместе на поклонах:

«Зажигает вновь и вновь нас любовь, любовь, любовь.
И пока играет кровь, ты любви не прекословь
«.

Кстати, слова, вынесенные в заголовок — это обращение Сюзанны к своему возлюбленному и жениху… Давно ли к вам, дорогие мужчины, ваши возлюбленные обращались так же мило?

Людмила Шерова, фото автора

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.