Последнее время все больше привлекают веселые спектакли. Может быть, потому что «жить стало веселее», точно как в одной притче о царе и сборщиках налогов. Вот и хочется веселиться. Это желание и уловил театр и режиссер Денис Бокурадзе прежде всего в выборе материала.
Все хорошо знают и помнят сюжет пьесы по телеспектаклю театра Сатиры, снятому на телевидении в 1974 году. Но премьера его состоялась 4 апреля 1969 года. Прекрасные актеры, декорации и исторические костюмы. Кажется, что его можно пересматривать бесконечно. Не стану утомлять читателей восторгами по поводу постановки театра Сатиры, ибо моей темой является совершенно новое прочтение пьесы великого Пьера Бомарше — спектакль «Фигаро» на сцене Театра на Таганке.
Если начать сразу с конца и сказать, что мне данная версия понравилась, то кажется, а что еще тогда тут можно добавить? О, поверьте — очень многое. Во-первых, театр решил очень лаконично декорации, которые грамотно работают на всю сценографию спектакля. Спектакль музыкален, пластичен и очень динамичен. В четыре двери, расположенные на заднике на сцене, все время входят и выходят герои, они это делают даже во время диалогов, все двигаются очень быстро, танцуют и поют. И трудно сказать, кто это делает лучше: известная певица Лариса Долина в роли Марселины или не менее известная актриса Ирина Апексимова в роли графини Розины.
Образы героев узнаваемы с первого момента их появления на сцене. Походка, жест — и ты не ошибешься, кто есть кто. Единственные герои, которых с одного взгляда не узнаешь — это Фигаро (Роман Колотухин), который предстает с розовыми волосами и черными усами в стиле Сальвадора Дали, и придворный учитель музыки и музыкант Базиль (Филипп Котов), в версии театра — молодой и симпатичный яркий блондин. Их можно и перепутать. Ну, до первой сцены, конечно.
Эти два героя с точки зрения цветового решения спектакля самые цветные и яркие, потому что костюмы всех героев и героинь решены в стиле унисекс: черные брючные костюмы разных фасонов. Костюмы, решенные в историческом стиле, лишили бы спектакля его динамики. Ну как бы графине в юбке с кринолином быстро вбегать в двери и тут же выбегать?
В данной версии знаменитая пьеса Бомарше стала своего рода мюзиклом, в котором можно услышать популярные эстрадные песни, порой с новыми стихами. Гротеск в исполнении только подчеркивает художественную целостность спектакля. Особенно гротескно смотрится образ Графа Альмавива (Игорь Ларин). И это ему даже идет. Ну, не легко графу выкручиваться, когда он то и дело попадает в просак. Приходится даже к зрителям обращаться для уверенности. Да, это не глубокая философская версия театра Сатиры 1969 года, когда каждая фраза звучала как оценка того мира, в котором мы жили. Мир изменился и перед нами веселый музыкальный спектакль о казусах любви, изменах и ревности в конкретной семье, хотя и принадлежащей элите.
И вот тут самое время перейти к моему традиционному «но». Да, оно есть. Но об одних можно промолчать, другие не все поймут. Но кто посмотрит спектакль, тот услышит.
В спектакле участвуют, кроме уже упомянутых, следующие актеры: Анастасия Лазукина (Сюзанна), Сергей Ушаков (Бартоло), Кирилл Янчевский (Керубино) и другие. Как уже сказано почти в самом начале — все на своем месте.
Радует живая музыка, при этом музыканты тоже исполняют определенные роли по сюжету спектакля. В спектакле звучат не только известные песни; основная музыка была написана специально для спектакля композитором Арсением Плаксиным, стихи — Николаем Денисовым. Финал спектакля завершает веселая песня, которую сначала поют пары, а потом все вместе на поклонах:
И пока играет кровь, ты любви не прекословь«.
Кстати, слова, вынесенные в заголовок — это обращение Сюзанны к своему возлюбленному и жениху… Давно ли к вам, дорогие мужчины, ваши возлюбленные обращались так же мило?
Людмила Шерова, фото автора