Фильм напоминает сахарную вату – воздушно, невесомо, немного насыщает, но это чувство быстро улетучивается. В эпоху дефицитного кинопроката «Страна Саша» отлично подойдёт всем бабушкам, которые захотят вспомнить первый поцелуй.
Почему «Страна Саша»? И стоит ли предпринимать путешествие в эту загадочную страну? «Я тот ещё тип. Я как маленькая страна, у которой есть свои обычаи и традиции. Страна Саша» — вещает странный герой со страниц неоднозначной повести. Но книга Узрютовой отчасти цепляла, знакомила с фриковатым подростком, позволяла вспоминать свою юность и фантазировать. Экранизация Трофимовой сплошь бутафорская и даже не стремится объяснить название.
Более того, иногда фильм опускает какие-то ключевые моменты из произведения. А ведь именно благодаря им можно было лицезреть достоверных героев, понимать их мотивацию и как-то сопереживать. Актёры же существуют в какой-то колбе, из которой испарилась вся «химия». Всё такое условное, сказочное, ненастоящее. И если в драму подростков из недавнего «Межсезонья» веришь практически безоговорочно, то в случае с этим кино начинаешь искать в памяти более удачные примеры фильмов про жизнь и судьбу молодых людей – «Курьер», «Я шагаю по Москве», «The Breakfast Club», «Субмарина» и т.д.
А история 17-летнего Саши возможно даже зумерам будет неинтересна. Нашего многострадального героя в детстве бросил отец, теперь Саша женоподобный и нерешительный. Мать до сих пор заливает горе мартини и настаивает на том, чтобы сын поступил в институт. Но молодой человек не может определиться. И вообще, кажется, он не хочет взрослеть. Встреча с нестандартной девушкой Женей заставит Сашу иначе, по-взрослому взглянуть на мир вокруг, который живёт, дышит здесь и сейчас.
Можно сказать, что «Страна Саша» напоминает короткометражку «Трамвай» всё той же Трофимовой – интересная задумка на рубль и реализация на копейку. Спасают лишь пейзажи приморского городка. Из материала Галы Узрютовой могла получиться неплохая драма, но потенциал был с лихвой разбазарен. Отрёкшийся от сына в пользу беззаботной молодости отец упоминается вскользь, а мать, которая не может взять себя в руки и вцепившаяся в приторные отношения всё с тем же сыном выглядит, к сожалению, неубедительно. По книге Женя врывается в Сашину жизнь как комета и устраивает революцию, но в фильме этого и в помине нет.
Это могло быть зрелище в духе Джона Кэмерона Митчелла («Как разговаривать с девушками на вечеринках») в ритме панка или хотя бы The Killers и Placebo, которые упоминаются на страницах книги. На деле же «Страна Саша» представляет собой унылое исследование совершеннолетия и многообразия выбора, приправленное первой влюблённостью. Сироткин на титрах поёт про планы на лето, молодость и бессмертие, только картины в целом это не меняет. Может потому, что для меня юность это «знать ту самую палатку в околотке, давиться полторахой на коробке, дым кусками засовывать в горло в день, когда по-особому пёрло». А это кино не прёт и лично в меня не попало.
Настоятельно отговаривать от похода в кинотеатр, как ни странно, я не буду, ведь кого-то этот фильм заставит предаться ностальгии, кому-то подарит летнюю атмосферу и желание провести время с друзьями. С бутылочкой вина на крыше, например.