страна: Норвегия, 2017
слоган: «Кто не спрятался, я не виновата»
режиссер: Carl Christian Raabe
сценарий: Maja Lunde
продюсер: Николай Моланд
оператор: Филип Огаард
композитор: Раймонд Эноксен
монтаж: Jonas Aarø
жанр: ужасы, триллер, драма, криминал
премьера (мир): 24 ноября 2017
премьера (РФ): 21 июня 2018, «Парадиз»
возраст: 16+
время: 81 мин. / 01:21
Побороть свои страхи, заглянув в прошлое, чтобы жить дальше не боясь будущего, — вот, что предстоит главной героине фильма, рискнувшей вернуться в дом с приведениями.
В прокат выходит первый полнометражный художественный фильм норвежского режиссера Карла Кристиана Раабе — «Фобия». Вряд ли кто-то ожидает феерии от малоизвестного скандинавского режиссера, тем более зная, что это его дебютная работа. Главная героиня, хоть и известная по фильму «Охотники за головами», тоже далеко не звезда мирового уровня. Очевидно скромный бюджет, плюс информация (возможно ошибочная) что фильм снят за 15 дней, не повышают интерес к картине.
После смерти отца Кэтрин (Синневе Макоди Лунд) приезжает в дом, где прошло ее детство, с тем, чтобы быстрее его продать, так как с ним связаны тяжелые воспоминания. Но обстоятельства заставляют героиню задержаться в доме и тут с ней начинают происходить загадочные и необъяснимые события.
Фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд. Есть развитие основной идеи, а это — преодоление страхов из прошлого через столкновение с ними лицом к лицу. Любимый создателями ужастиков сюжет про дом с привидениями в данном фильме является средством для передачи внутреннего мира главной героини, ее страхов и фобий. Как будто все, что творится с домом, на самом деле творится с душой Кэтрин. У девушки есть выбор — закрыться от прошлого и убежать, как советуют многие, или же остаться, докопаться до истины, зная, что придется пережить сильные негативные эмоции, связанные то ли с галлюцинациями, то ли с реальными воспоминаниями.
Фильм захватывает с первой минуты и не дает расслабиться до самого конца. Есть набор необходимых для триллера эффектов «на публику», но при этом присутствует и глубокий психологизм. Напряженная любовная линия, с внешне приятными актерами и красивыми интимными сценами, прекрасные пейзажи, мастерски запечатленные режиссером, (в прошлом, кстати, довольно известным фотографом), добавляют эстетизма картине и «радуют» глаз.
Для дебюта фильм очень даже неплох. И это заслуга, на мой взгляд, всей команды участников. Хороший сценарий, хорошая работа актеров и операторов ну и режиссеру респект. Есть, правда, кое-что так и неразгаданного мной в сюжете, но, возможно, это только мой косяк, а если нет, то для триллера вполне уместны вопросы и многоточия. В целом картину можно назвать содержательной и утонченной. Советую к просмотру. И вообще, хочется больше европейских и в частности скандинавских фильмов в прокате.