Оглушительная, странная, провокативная – именно такой была музыка Фрэнка Заппы. Она остаётся особенной и по сей день. Заппа творил в те славные времена, когда в музыкальную индустрию не пробирались блогеры и тиктокеры, став в итоге величайшим гитаристом всех времён. Фрик, непризнанный гений, дерзкий классик – кем он был? Наверное, вобрал в себя всего понемногу, о чём и повествует документальный фильм «Заппа», который выйдет в прокат с 28 июля.
Вступительное слово на премьере картины держал Стас Намин, небезызвестный создатель групп «Цветы», «Парк Горького» и по совместительству друг Фрэнка Заппы. Он вкратце обрисовал каким был этот человек – интеллигентным, загадочным, непостижимым, несмотря на образ рок-звезды и его хлёсткие тексты и высказывания, рассказал о байках, связанных с музыкантом.
Как это зачастую бывает с талантами из мира искусства, в детстве Фрэнк совсем не интересовался музыкой. На протяжении 7-8 лет его интересовала химия, он возился с пробирками и противогазами, так как отец работал на объекте Эджвудский арсенал (где производили отравляющие газы, в том числе зарин). Также он интересовался монтажом видео, что в последствии помогало ему создавать его причудливые фильмы.
Но мелодии и тяга к композиторству стали бурлить в венах Заппы, когда ему уже было за двадцать. Притом изначально его заинтересовала оркестровая музыка. Правда, Бетховен и Моцарт не были для него авторитетами, ему хотелось делать нечто экспериментальное, может даже отталкивающее.
Лишь спустя годы он становится лидером группы The Mothers of Invention и взрывает мир рок-музыки пластинкой «Freak Out!». Позже «битлы» признавались, что их «Сержант Пеппер» — это попытка создать что-то в духе дебютного альбома The Mothers of Invention.
Заппа был скуп на эмоции, не стремился сочинять хиты, что очень удивляло его коллег по цеху, был требователен к своим музыкантам и всегда задирал планку стандартов качества. Его интервью были всегда ироничными, остроумными. Фрэнк Заппа был одним из первых, кому удалось достичь независимости в музыкальном плане, создав собственный лейбл. Он стал символом свободы и контркультуры, активно участвуя в политической жизни.
Заппу не переносили на дух, его не понимали. Лишь малая часть знакома с его сложным, но удивительным творчеством сейчас. Честно говоря, нынешнее время идеально подходит для знакомства с этой выдающейся личностью, ведь по словам самого Фрэнка, его новаторская, отпугивающая музыка – это лишь зеркало мира, в котором царят абсурд и высмеивание всех и вся.
«You Are What You Is» и «Dancing Fool» — эти две композиции я рекомендую к прослушиванию, чтобы начать погружение в музыкальный мир великого и ужасного Фрэнка Заппы. Закрепить успех, естественно, стоит походом на док. фильм Алекса Уинтера. Всем рок-н-ролл.