Сюжет картины основан на истории торакального хирурга Жени. Девушка летит на МКС и пытается спасти жизнь космонавта, оперируя в условиях невесомости.
Идея снять фильм в космосе действительно грандиозная. Сложно представить, сколько смелости потребовалось режиссёру Климу Шипенко и актрисе Юлии Пересильд, чтобы решиться провести 12 дней на МКС, работая над картиной. Помимо выполнения своих обязанностей на МКС, они подхватили задачи остальных членов съёмочной группы: Клим был не только режиссёром, но и оператором, а Юлия – скрипт-супервайзером, реквизитором, гримёром…
Интереснее всего наблюдать за подготовкой экипажа к полёту, в том числе за испытаниями на ИЛ-76 МДК (самолёте-лаборатории невесомости) и в центрифуге.
К слову, ни космонавты, ни врачи, консультировавшие съёмочную группу, изначально в успех фильма не верили. Первым казалось, что всё окончится на этапе обсуждения и что МКС не подходит для съёмок. Вторым (включая торакального хирурга Олега Куйбиду) пришлось подключиться к полной переработке сценария: медицинская часть сильно «хромала».
Колоссальную работу проделали и другие члены съёмочной группы: например, оператор часами засиживался за лекциями по физике, чтобы понять, как излучение в космосе может повлиять на матрицу камеры и удастся ли привезти обратно качественное изображение.
Идея «Вызова» принадлежит Константину Эрнсту и Дмитрию Рогозину. Последний (экс-глава «Роскосмоса») широко известен перепалками с Илоном Маском и странными идеями вроде доставки американских космонавтов на МКС с помощью батута.
Поэтому ничего удивительного, что в фильме нашлось место мемным фразочкам вроде «Как тебе такое, Илон Маск?» и доле абсурда (например, тревожащуюся по мелочам маму Жени мгновенно соединяют с ней при каждом звонке, даже когда дочь находится в космосе, даже когда делает сложнейшую операцию).
Как уже было сказано, «Вызов» во многом пересекается с фильмами «Марсианин» (США, 2015) и «Экипаж» (Россия, 2016).
Например, в американском блокбастере астронавты, угодив в песчаную бурю на Марсе, теряют одного из членов команды — биолога Марка Уотни. Отломившийся кусок антенны протыкает скафандр и живот Марка. Чуть позже, придя в себя, он самостоятельно удаляет осколок и зашивает рану. В «Вызове» космонавт Олег Богданов попадает в зеркальную ситуацию, ремонтируя спутник на МКС. Деталь спутника пробивает дыру в его скафандре и лёгком. Богданов перестает дышать. Его коллега, космонавт Антон Шкаплеров под руководством врачей с Земли проводит игольную аспирацию.
И российский ЦУП, и Хьюстон усиленно скрывают правду о пострадавших от команды и родственников, прикрываясь благородными мотивами.
В качестве саундтреков выбраны ретро-композиции: «Starman» Дэвида Боуи в «Марсианине» и «Эхо любви» Анны Герман в «Вызове».
Кстати, во время съёмок «Вызова» Рогозин прошёлся по американскому блокбастеру, назвав его чушью, но аргументировать свою позицию не смог.
Сходство между «Экипажем» и «Вызовом» касается в основном персонажей. И там, и там есть волевые, жёсткие мужчины, ответственные за принятие решений (такие роли давно стали «визитной карточкой» Владимира Машкова), обманчиво хрупкие блондинки, дающие сто очков форы представителям сильного пола и неуправляемые дети-подростки.
Добавьте к недостаткам «Вызова» чрезмерный и неуместный продакт-плейсмент: каждая новая попытка прорекламировать на экране «Тинькофф» и «Мегафон» заставляет зрителей нервно смеяться.
Выходит, что при миллиардном бюджете «Вызов» — это фильм на «один раз». Тем не менее, картина получилась интересной, захватывающей. Прокат «Вызова» в кинотеатрах стартовал 20 апреля. Космос действительно стал ближе.
Мария Цыганова