Уже с 28 апреля в кинотеатрах можно лицезреть венгерский хоррор «Пост Мортем». Он как минимум любопытен тем, что был создан Петером Бергенди, психологом и киноведом. Холодный, жуткий, с отсылками к реальным событиям и немного напоминающий «Других» Алехандро Аменабара, «Пост Мортем» врывается в прокат, чтобы Венгрия ассоциировалась не только с гуляшом.
В Венгрии фильмы ужасов никогда не были популярным жанром, но Бергенди имел возможность смотреть хорроры благодаря отцу, который привозил их из-за рубежа. Более того, его дипломная работа была посвящена символизму в классических фильмах ужасов. «Пост Мортем» тоже весьма символичен, он не только страшная сказочка на ночь, но и печальная быль о последствиях, разрушениях Первой мировой войны.
А ещё постоянные переносы фильма, который, по сути, был снят в 2020 году, добавили ему новую параллель — между эпидемией испанского гриппа и коронавирусом. Но не по себе становится даже не от различных трактовок, нагоняющих тревоги, а от оригинальной задумки автора — снять картину о посмертных фотографиях. Попытку объединить ужас перед фотографиями мёртвых людей и историю о призраках можно засчитать как успешную.
«Пост мортем», посмертные снимки в память об умерших близких, были широко распространены в конце XIX — начале XX века. Военнослужащего австро-венгерской армии, Томаса, хоронят в братской могиле после того, как он получает тяжёлое ранение. Но неожиданно он возвращается к жизни. Спустя полгода он начинает работать фотографом, специализируясь на посмертных снимках. Встретив однажды девочку Анну, которая просит его о помощи, он не в силах отказать ей, ведь в её родной деревне очень много умерших…
Сразу стоит сказать, что призраки в «Пост Мортем» максимально активные. А это значит, что ему порой не удаётся избежать некоторых клише. Но размеренный темп позволяет сполна насладиться хорошим визуалом и почувствовать мурашки от промозглых зимних пейзажей, а также от самой истории.
Фильм Петера Бергенди, если подумать, повествует о потерянных людях, о разладе между людьми и неудачных попытках жить после войны, после эпидемии. Томас должен был умереть, но чудом выжив, он не находит места в жизни, работая в каком-то цыганском балагане. Анна и вовсе сирота, у неё осталась лишь больная тётка.
В глухой деревушке смерть правит бал. И не только в буквальном смысле — люди немы, слепы и мертвы друг для друга. Смерть также символизирует забвение, прозябание. Что живые, что мертвецы в «Пост Мортем» суть одно и то же — застрявшие под мрачным сумеречным небом, они пытаются обмануть всё ту же старуху смерть, выкроить себе немного времени.
«Пост Мортем», хоть и снят не без доли наивности, всё-таки приятно удивляет. А в его печали, пустоте, безысходности и промозглых землях хочется увидеть красоту.