Скажу честно, у меня есть определенный скепсис по поводу российского кино, потому что последние пару десятилетий российский кинематограф страдает от дефицита хороших фильмов. Особенно это сильно заметно на фоне несомненно потрясающих работ, снятых в Советском Союзе, которые пересматривая из раза в раз, всё равно испытываешь восхищение. Тем не менее отечественный кинематограф всеми правдами и неправдами пытается встать с колен, и определенные сподвижки у него в этом есть.
Но из года в год его преследуют всё те же проблемы, и в первую очередь, это ограниченность тем и жанров, на которые можно снимать, это либо фильмы на военную тематику, либо же это фильмы, которые можно охарактеризовать как «по следам былой славы». И я сейчас беру в расчет лишь те фильмы, что «делают кассу».
Стоит вспомнить «Движение вверх«, или «Легенда номер 17«.
В центре сюжета, как правило, лежит история какой-то известной личности, или команды, принесшей славу и вошедшей в историю, и их образ, или события вокруг мистифицируются, чтобы придать большей красочности. В общем-то это и есть суть байопиков, но поскольку у нас нет супергероев, мы сделаем их сами.
«Лев Яшин: вратарь моей мечты» строится абсолютно по такому же принципу. Но при просмотре испытываешь странное чувство, будто смотришь какое-то слайд-шоу из нарезок биографии этого человека. Вроде бы есть попытки показать зрителю становление персонажа, его морального и личностного роста, но стоит им взять разгон, как они тут же прерываются событиями уже по прошествии времени. Да, здесь можно сделать поступление, ведь в двухчасовой фильм попросту не впихнешь всех событий, происходивших в то время, но ведь можно более равномерно «сглаживать углы» в повествовании, как, например, в пресловутом «Движении вверх«, или если говорить о фильмах-биографиях, то на ум приходит «Богемская рапсодия» .
В фильме присутствуют персонажи и события, наличие которых не обусловлено ничем, зрителю попросту не дают даже их имён. Видимо, создатели хотели сделать акцент на достоверности, но для общей картины это не играет никакой роли. Также фильм постоянно меняет фокус с футбольной жизни Яшина на личную и обратно. Да, личная жизнь безусловно важная составляющая любой биографии, но при просмотре сложно отследить влияние одного на другое, хотя определенные попытки всё же имеют место быть, но выглядят крайне слабо и незначительно. На выходе мы получаем нечто похожее на кошмар монтажёра, который забил на свои обязанности до дедлайна.
Ещё из существенных минусов хотелось бы отметить ужасную графику и местами просто отвратительную работу оператора, некоторые кадры выглядят неуместно и нелепо, что прямо бросается в глаза. Работа оператора — передать эмоции в кадре, но иногда элементарно не понятно, что происходит в момент на экране, хотя возможно в этом виной и режиссура. Однако, романтическая линия выглядит вполне неплохо, чувствуется синергия между актёрами, и эта любовь, с которой Яшин относился к своей жене.
По итогу фильм имеет мало общего со своим синопсисом, поскольку нам попросту не дают понять, кто же такой был этот Лев Яшин, и почему его считают лучшим вратарём в истории советского и российского футбола, и одним из лучших в мире. Получился скорее какой-то краткий пересказ жизни этого замечательного футболиста, или как говорил сам герой фильма — вратаря.
«Лев Яшин: вратарь моей мечты» — действительно неоднозначная картина в моём понимании, я не могу назвать её откровенно плохой, но и похвалить её откровенно не за что. Это неплохой фильм, даже с учётом его минусов, но рекомендовать его однозначно к просмотру — вряд ли.
Артем Назаров