Одним из досадных событий нынешних реалий стало прекращение сотрудничества с иностранными кинопрокатчиками. Что ж, российские кинотеатры, в особенности региональные, уже давно находятся в упадке и остается только надеяться, что после пандемии, активного развития интернета и нынешних событий, они найдут способ продержаться на плаву до более менее лучших времен. Что касается нас, зрителей, то это отличный способ найти что-то новое или же ознакомиться со старыми мировыми работами, что тоже вполне неплохо. В любом случае, мы точно не заскучает в столь своеобразное время…
Кажется,что одним из немногих более менее уцелевших оплотов индустрии в сфере искусства остался театр, который с началом весеннего сезона, а значит и с началом одного из главных театральных фестивалей “Золотая маска в кино”, протягивает руку помощи не искушенному зрителю.
В этом году сезон “Золотой маски в кино” открылся кукольной постановкой Тимура Бекмамбетова и Анны Викторовой в Театре Наций “Ходжа Насреддин”. Само открытие проходило со вступительной речью и интервью Анны, как соавтора данной работы, и с создателем самих героев- кукол Виктора Антонова. Анна поделилась историей рождения и воплощения самой задумки, а Виктор в свою очередь рассказал про специфику работы с куклами и почему они внешне похожи на тех, кто их озвучивал.
“Ходжа Насреддин” — дебют Тимура Бекмамбетова и к слову вполне успешный, на данный момент работа имеет четыре номинации — лучший кукольный спектакль, лучшая режиссерская работа, лучшая работа художника (Анна Викторова), лучшая работа актера (тут сразу два номинанта — Евгений Шевкунов (актер-кукольник) и Евгений Миронов (актер озвучки)).
Для людей, оказавшихся в столь затруднительном положении в связи с отменой показа “Бэтмена”, я предлагаю открыть для себя что-то новое пусть это и будет, к примеру, показ кукольного спектакля в кинотеатре… И пусть Ходжа Насреддин — это не Брюс Уэйн, а Ишак — не бэтмобиль, скучно вам точно не будет.
Сюжет
Кто такой Ходжа? Если коротко, то это персонаж мусульманского фольклора. Прирожденный софист с присущей ему сократовской манерой общения. Вместе с Ишаком герой отправляется в путешествие дабы спасти жену из плена злодея. Практически весь сюжет завязан на беседах о свободе, любви и смерти. Но некоторая особенность заключается в том, что Ходжа — это не столько про реального человека, мудреца, сколько про его учение. Он является метафизическим персонажем. К примеру, когда в конце Ишак остается один, Ходжа все равно присутствует в нем, как некоторое знание, хотя в действительности его нет. Помимо этого Ишак узнает, что он свободный, что он любит и, что он волен быть кем захочет. Герой занимается самопознанием посредством Ходжи, поэтому оба персонажа идут в дополнении друг друга. Сама история гармонична, диалоги выстроены более чем хорошо, персонажи раскрыты, даже второстепенные, история выглядит законченной и полной. История как для детей от 12 лет, так и для взрослых.
Визуал
Изначально постановщики не рассчитывали использовать кукол в качестве главного инструмента изложения истории. Но хочу сказать, что все же это дало больший успех, чем если бы роли героев исполняли сами артисты. Совершенно забыв, со времен школьной скамьи, каково это смотреть кукольный спектакль, я была приятно удивлена. Как комментировала Чулпан Хаматова: “…это самая настоящая магия, когда сопереживаешь неодушевленным предметам”. Читать в них эмоциональную составляющую из тех движений, что создает актер, управляя куклой, и тех слов, что произносит актер озвучки — особый способ соучастия зрителя в постановке. Колоссальный труд вложенный в создание как самих кукол так и их образа, не может не окупить себя в процессе просмотра сего творения.
Музыка и операторская работа
Для себя подчеркнула, что смотреть театральные постановки в кино куда более удобнее, чем в театре, на это есть ряд причин. Во-первых, приятный обзор. Увы, в театре не всегда все можно разглядеть даже сидя у самой сцены, не говоря уже о задних рядах. Во-вторых, операторское решение, монтаж. Спектакль просматриваемый с нескольких ракурсов, как вблизи, так и поодаль, разве не прекрасен еще более тем, что можно сосредоточиться на акцентах? Есть и еще плюсы, например, в световом решении или элементарно более упрощенной деятельности артистов, но тогда речь больше идет о кино, чем о театре, как некотором социокультурном феномене со своей атмосферой и историей. Но в ныне обсуждаемой работе хорошо все, начиная с музыки, погружающей в атмосферу, заканчивая декорациями. Озвучивали персонажей Константин Хабенский, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Инга Оболдина, Елизавета Боярская. Вполне достойная командная работа.
Номинантам “Золотой маски” есть, что еще показать и рассказать, а нам, в свою очередь, есть что оценить и посмотреть. И хоть отчаянные времена требуют отчаянных мер, это не значит, что мы просто так отступим. Российский кинорынок выживет, театр станет еще более популярным, а мы с вами не пропадем и в нынешних обстоятельствах. Осталось три раза прокукарекать и идти хоть и по тернистому, но верному пути.
Программа показов программы «Золотая маска в кино»
Театр «Мастерская П.Н. Фоменко», Москва
МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
Идея, композиция и постановка: Дмитрий Крымов
Художник: Мария Трегубова
Художник по свету: Иван Виноградов
Композитор: Кузьма Бодров
Хореограф: Анатолий Войнов
Продолжительность 2 ч. 50 мин. Возрастное ограничение: 16+
Театр им. Евг. Вахтангова, Москва
ВОЙНА И МИР
Сценическая композиция и постановка: Римас Туминас
Сценография: Адомас Яцовскис
Костюмы: Мария Данилова
Хореограф: Анжелика Холина
Продолжительность 4 ч. 45 мин. Возрастное ограничение: 16+
Театр им. Вл. Маяковского, Москва
ШКОЛА ЖЕН
Автор перевода: Дмитрий Быков
Режиссер-постановщик: Миндаугас Карбаускис
Художник: Зиновий Марголин
Художник по костюмам: Мария Данилова
Артисты: Анатолий Лобоцкий, Наталья Палагушкина, Станислав Кардашев, Роман Фомин, Ольга Ергина, Евгений Матвеев, Константин Константинов, Виктор Довженко
Продолжительность 2 ч. 30 мин. Возрастное ограничение: 16+