Кто он великий Леонардо да Винчи, изобретающий бомбы, делающий «ухо Дионисия» для подслушивания, мечтающий о подводных путешествиях, крыльях для полетов и пишущий великолепные картины? Гений или злодей? Гений редко бывает одарен в одной сфере. Настоящий талант многогранен. Таким был Леонардо. Он не мог загнать себя в узкие рамки одной профессии и даже в рамки своего времени. Впрочем, кто сегодня об этом не знает?
Задумывался ли сам Леонардо о последствиях применения своих изобретений и еще более грандиозных замыслов? Может быть, он как увлекающийся ребенок шел на огонь своего любопытства и стремления открыть закрытую дверцу очередной тайны. Мы все немало видели сюжетов, когда герою говорят: никогда ни при каких условиях не открывай эту дверь и не спрашивай, что там. Никто не удержался. Но открывая эти двери для себя, Леонардо все же пытался оставить их закрытыми для остальных. Не все его тайны открыты даже в наше время.
Создатели спектакля «Леонардо» попытались ответить на вопрос о том, кто же он Леонардо Да Винчи – гений или злодей, Антихрист или Христос? А может быть, задать его зрителям и дать им решать самим?
Спектакль «Леонардо» в театре «Модерн» – это вторая часть задуманной Юрием Грымовым трилогии «Антихрист и Христос» («Петр 1», «Леонардо», «Иуда»). В этой постановке режиссер пытается раскрыть личность Леонардо да Винчи, который, по его словам, сочетает в себе в равной пропорции добро и зло.
Литературный источник театральной постановки – роман Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи». Автор скрупулёзно описывает подход Леонардо к творчеству, его связи с правящими кругами, взаимоотношения с учениками, быт, нравы, наряды и даже рацион питания в те далекие времена.
Дмитрий Мережковский – не только автор романа, он предшественник Юрия Грымова в грандиозных замыслах. Мережковский написал трилогию «Христос и Антихрист», в которую вошли три романа: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Пётр и Алексей» (1904–1905). Два последних легли в основу спектаклей в театре «Модерн»: «Петр 1» и «Леонардо».
В ходе первого действия спектакля Да Винчи пишет знаменитую фреску «Тайная вечеря» (создана приблизительно в 1495–1498 годы) в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Надо сказать, что сама история фрески представляет собой невероятное приключение (в «Википедии» указано, что «Тайная вечеря» – не фреска, а картина, написанная темперой по сухому грунту, а не по влажной штукатурке). Выбор материала был определен тем, что Леонардо привык работать, не торопясь, а фреска требовала быстрой живописи, пока влажная штукатурка не высохла. «Тайная вечеря» начала разрушаться еще при его жизни Леонардо, он отнесся к этому равнодушно, заявив: «погибшую фреску по моим рисункам воссоздадут ученики».
В спектакле величие данного творения показано талантливо: застывшая мизансцена, изображающая знаменитую фреску, оживает на глазах зрителей, и в какой то момент фигуры склоняются к центру и обратно.
«Фигуры на ней как живые, за это ему простятся все грехи» – со священным трепетом говорит Моро, герцог Милана (Юрий Анпилогов).
Гений Леонардо оставил будущему человечеству великие картины и великие открытия. Все исследователи говорят о нем, как о человеке, опередившим свое время на несколько поколений. Леонардо увлекался наукой, он ничего не принимал на веру, интересовался точными и естественными науками. Нет практически ни одной научной сферы, в которую он бы не внёс свой вклад: физика, астрономия, химия, география, архитектура. Он пытался открыть тайны природы и тайны человечества.
Леонардо в исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Бозина выделяется неординарностью на общем. Яркий, притягивающий и манящий образ гения. И такой одинокий. Ему веришь, чтобы он не делал.
Второе действие посвящено не менее великому творению мастера. Согласно сюжету пьесы, Леонардо пишет портрет Лизы Джоконды (Маина Чижевская), полюбив впервые в жизни. И она отвечает ему взаимностью. Нежный, поэтический образ героини внешне не похож на женщину, изображенную на картине, но в ней ощущается своя тайна. Лиза внезапно умирает. Леонардо пишет портрет Джоконды три года и не желает его продавать. Эта картина удивляет зрителей и искусствоведов. И тайна ее улыбки не разгадана до сих пор.
Личная жизнь Леонардо была покрыта тайной, поэтому было много слухов. К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, в частности Салаи (Мария Кондратова). Существует версия, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Покров тайны всегда дает повод для разных слухов и сплетен. Спектакль полон мифов о жизни великого творца. Леонардо, видимо, искренне верил, что творчество должно быть свободно от привязанностей и ограничений. Поэтому он никогда не был женат. «Сила творца – в одиночестве, – говорит мастер ученикам, – дружба и тем более любовь крадут тебя у твоего призвания. Никто не может служить двум господам».
Многих гениев итальянского Возрождения подозревали и даже обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 годах, судили за связи с мальчиками. На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году написали анонимный донос. Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу. С именем Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, было связано несколько громких скандалов.
Кроме Леонардо на сцене немало исторических личностей и великих мастеров эпохи Возрождения: Микеланджело (Михаил Матыченко), Рафаэль (Евгений Казак), король Франции Франциск (Александр Колесников), религиозный фанатик Савонарола (Алексай Багдасаров) и другие.
Яркая и озорная Кассанда в исполнении Надежды Селивановой вызывает сочувствие, когда ее убивают. Когда же читаешь роман, те страницы, где сторонники Савонаролы уничтожают древние фолианты и творения гениев прошлых веков, то кажется, что своими руками отправила бы их туда, куда их позже отправили.
В спектакле играют не только актеры, здесь играет всё: декорации, несмотря на их скупость, свет, которые временами выхватывает ярким лучом лицо, деталь итерьера, часть фигуры. Интересны и оригинальны костюмы, созданные Ирэной Белоусовой.
Перед показом Юрий Грымов рассказал, что он интересуется Ренессансом с 14 лет, с тех пор глубоко погружался в эту тему и эпоху, изучал архивные документы, многочисленные источники, разработал цикл лекций по эпохе Возрождения, и готовит к изданию авторскую книгу о Леонардо да Винчи.
Зритель должен быть признателен художественному руководителю Московского драматического театра «Модерн» Юрию Грымову за открытие новых авторов, пьесы которых он ставит на сцене театра. А также за его колоссальную работу вместе с Александром Шишовым над текстом романа Дмитрия Мережковского. Я прочла роман и знаю, о чем говорю.
Спектакль «Леонардо» для зрителей приоткрыл дверцу в неведомое, хотя и кажется всем известное – в мир художника-творца, в его нелегкую эпоху.
Людмила Шерова
Фото с сайта театра «Модерн»