«Леонардо» на сцене театра «Модерн»

"Леонардо" на сцене театра «Модерн» Рецензии на спектакли
«Гений и злодейство – две вещи несовместные» – говорит Александр Пушкин словами своего героя Вольфганга Моцарта. Так ли это?

Кто он великий Леонардо да Винчи, изобретающий бомбы, делающий «ухо Дионисия» для подслушивания, мечтающий о подводных путешествиях, крыльях для полетов и пишущий великолепные картины? Гений или злодей? Гений редко бывает одарен в одной сфере. Настоящий талант многогранен. Таким был Леонардо. Он не мог загнать себя в узкие рамки одной профессии и даже в рамки своего времени. Впрочем, кто сегодня об этом не знает?

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

Задумывался ли сам Леонардо о последствиях применения своих изобретений и еще более грандиозных замыслов? Может быть, он как увлекающийся ребенок шел на огонь своего любопытства и стремления открыть закрытую дверцу очередной тайны. Мы все немало видели сюжетов, когда герою говорят: никогда ни при каких условиях не открывай эту дверь и не спрашивай, что там. Никто не удержался. Но открывая эти двери для себя, Леонардо все же пытался оставить их закрытыми для остальных. Не все его тайны открыты даже в наше время.

Создатели спектакля «Леонардо» попытались ответить на вопрос о том, кто же он Леонардо Да Винчи – гений или злодей, Антихрист или Христос? А может быть, задать его зрителям и дать им решать самим?

Спектакль «Леонардо» в театре «Модерн» – это вторая часть задуманной Юрием Грымовым трилогии «Антихрист и Христос» («Петр 1», «Леонардо», «Иуда»). В этой постановке режиссер пытается раскрыть личность Леонардо да Винчи, который, по его словам, сочетает в себе в равной пропорции добро и зло.

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

Литературный источник театральной постановки – роман Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи». Автор скрупулёзно описывает подход Леонардо к творчеству, его связи с правящими кругами, взаимоотношения с учениками, быт, нравы, наряды и даже рацион питания в те далекие времена.

Дмитрий Мережковский – не только автор романа, он предшественник Юрия Грымова в грандиозных замыслах. Мережковский написал трилогию «Христос и Антихрист», в которую вошли три романа: «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Пётр и Алексей» (1904–1905). Два последних легли в основу спектаклей в театре «Модерн»: «Петр 1» и «Леонардо».

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

В ходе первого действия спектакля Да Винчи пишет знаменитую фреску «Тайная вечеря» (создана приблизительно в 1495–1498 годы) в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Надо сказать, что сама история фрески представляет собой невероятное приключение (в «Википедии» указано, что «Тайная вечеря» – не фреска, а картина, написанная темперой по сухому грунту, а не по влажной штукатурке). Выбор материала был определен тем, что Леонардо привык работать, не торопясь, а фреска требовала быстрой живописи, пока влажная штукатурка не высохла. «Тайная вечеря» начала  разрушаться еще при его жизни Леонардо, он отнесся к этому равнодушно, заявив: «погибшую фреску по моим рисункам воссоздадут ученики».

В спектакле величие данного творения показано талантливо: застывшая мизансцена, изображающая знаменитую фреску, оживает на глазах зрителей, и в какой то момент  фигуры склоняются к центру и обратно.

«Фигуры на ней как живые, за это ему простятся все грехи» – со священным трепетом говорит Моро, герцог Милана (Юрий Анпилогов).

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

Гений Леонардо оставил будущему человечеству великие картины и великие открытия. Все исследователи говорят о нем, как о человеке, опередившим свое время на несколько поколений. Леонардо увлекался наукой, он ничего не принимал на веру, интересовался точными и естественными науками. Нет практически ни одной научной сферы, в которую он бы не внёс свой вклад: физика, астрономия, химия, география, архитектура. Он пытался открыть тайны природы и тайны человечества.

Леонардо в исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Бозина выделяется неординарностью на общем. Яркий, притягивающий и манящий образ гения. И такой одинокий. Ему веришь, чтобы он не делал.

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

Второе действие посвящено не менее великому творению мастера. Согласно сюжету пьесы, Леонардо пишет портрет Лизы Джоконды (Маина Чижевская), полюбив впервые в жизни. И она отвечает ему взаимностью. Нежный, поэтический образ героини внешне не похож на женщину, изображенную на картине, но в ней ощущается своя тайна. Лиза внезапно умирает. Леонардо пишет портрет Джоконды три года и не желает его продавать. Эта картина удивляет зрителей и искусствоведов. И тайна ее улыбки не разгадана до сих пор.

Личная жизнь Леонардо была покрыта тайной, поэтому было много слухов. К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, в частности Салаи (Мария Кондратова). Существует версия, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Покров тайны всегда дает повод для разных слухов и сплетен. Спектакль полон мифов о жизни великого творца. Леонардо, видимо, искренне верил, что творчество должно быть свободно от привязанностей и ограничений. Поэтому он никогда не был женат. «Сила творца – в одиночестве, – говорит мастер ученикам, – дружба и тем более любовь крадут тебя у твоего призвания. Никто не может служить двум господам».

"Леонардо" на сцене театра «Модерн»

Многих гениев итальянского Возрождения подозревали и даже обвиняли в гомосексуализме и сексуальных связях с мальчиками. Великого скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) дважды, в 1527 и 1557 годах, судили за связи с мальчиками. На Сандро Боттичелли (1444-1510) в 1502 году написали анонимный донос. Микеланджело Буонаротти (1475-1564), отличавшийся страстным характером, в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу. С именем Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), который рисовал нежных женственных мальчиков, было связано несколько громких скандалов.

Кроме Леонардо на сцене немало исторических личностей и великих мастеров эпохи Возрождения: Микеланджело (Михаил Матыченко), Рафаэль (Евгений Казак), король Франции Франциск (Александр Колесников), религиозный фанатик Савонарола (Алексай Багдасаров) и другие.

Яркая и озорная Кассанда в исполнении Надежды Селивановой вызывает сочувствие, когда ее убивают. Когда же читаешь роман, те страницы, где сторонники Савонаролы уничтожают древние фолианты и творения гениев прошлых веков, то кажется, что своими руками отправила бы их туда, куда их позже отправили.

В спектакле играют не только актеры, здесь играет всё: декорации, несмотря на их скупость, свет, которые временами выхватывает ярким лучом лицо, деталь итерьера, часть фигуры. Интересны и оригинальны костюмы, созданные Ирэной Белоусовой.

Перед показом Юрий Грымов рассказал, что он интересуется Ренессансом с 14 лет, с тех пор глубоко погружался в эту тему и эпоху, изучал архивные документы, многочисленные источники, разработал цикл лекций по эпохе Возрождения, и готовит к изданию авторскую книгу о Леонардо да Винчи.

Зритель должен быть признателен художественному руководителю Московского драматического театра «Модерн» Юрию Грымову за открытие новых авторов, пьесы которых он ставит на сцене театра. А также за его колоссальную работу вместе с Александром Шишовым над текстом романа Дмитрия Мережковского. Я прочла роман и знаю, о чем говорю.

Спектакль «Леонардо» для зрителей приоткрыл дверцу в неведомое, хотя и кажется всем известное в мир художника-творца, в его нелегкую эпоху.

Людмила Шерова

Фото с сайта театра «Модерн»

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 8 оценок, среднее 4.5 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.