Повесть Федора Достоевского «Кроткая» — одно из последних произведений писателя. Оно было впервые опубликовано в ноябрьском выпуске «Дневник писателя» за 1876 год. В небольшом введении автор называет его «фантастическим», по видимому потому что это «поток мыслей» героя, которые подслушаны и записаны автором и записаны в той хаотичности, в какой приходили в голову мужчине, жена которого покончила жизнь самоубийством. Герой прокручивает в своей голове всю историю отношений от начала до самого конца. Когда читаешь повесть, все кажется слишком спокойным и отстраненным. Но вот приходишь в театр «Человек» и история оживает наполняется эмоциями и страстью.
На сцене кабинет психиатра (психоаналитика) в современной интерпретации: стол, два кресла, на столе ноутбук, вешалка в углу. Входит тревожных и нервный человек. Он как-будто ступает по раскаленным углям. Он хочет и одновременно боится рассказать, что произошло. Он начинает излагать свою историю взаимоотношения с женой спокойной и уравновешенной женщине-врачу (Светлана Свибильская), которая короткими репликами подстегивает рассказчика. Всего на сцене три актера. Кроме вышеназванных то входит, то уходит ассистент врача (Мурадин Хуранов).
Со сцены звучит текст повести Ф. Достоевского практически целиком. Но он оживает, наполняется плотью и кровью. Внутренний монолог героя превращается в публичное покаяние. Зритель становится свидетелем всего произошедшего. И вся история кажется разворачивается прямо сейчас перед нашими глазами. Владимир Скворцов режиссер и исполнитель главной роли мастерски создает перед нами образ мужчины собственника и эгоиста, желающего самоутвердиться за счет кроткой и совсем юной девушки. Он пытается подавить любые ее душевные порывы и в тоже время сам в конце-концов срывается на них. Перед нами то искренне любящий человек (любит как может) и ему веришь, то диктатор, поработивший юное существо. То он себя оправдывает, то занимается самобичеванием. Взрыв эмоций и смена настроения героя будоражит зрителя и меняет ситуацию на сцене. В какой-то момент кажется уже не его спрашивают, а спрашивает он. И это скорее не фантастическая повесть, а психологическая. Спектакль смотрится, как говорится, на одном дыхании.
Спектакль показывает нелегкую судьбу женщины и сложность выстраивания семейных отношений и вообще отношений мужчины и женщины. Многое изменилось с 19 века, но это изменилось мало. В качестве иллюстрации к этой теме на сцене разворачивается еще одна история взаимоотношений. Только тут роль диктатора отдана женщине психиатру. В какой-то мере каждый писатель в образах своих героев выражает свое отношение к женщинам и свои желания по-поводу того какой она должна быть. Явно или скрытно идеализируя лично себя.
Женские образы Достоевского, как правило, не имеют своей собственной судьбы. Они принадлежат мужчинам.
В театре маленький камерный зал, сцена в непосредственной близости к зрителю. И это создает особую атмосферу.
Премьера «Кротких» состоялась 5 марта 2018 года на VI Международном театральном фестивале «CHELOВЕК ТЕАТРА» в Челябинске и на сцене театра идет до сих пор и пользуется успехом у публики. Аплодисменты зрителей можно назвать бурными, хотя в зале всего 50 мест.
Людмила Шерова