Неулыбчивый интеллектуал Луи Гаррель в одном из интервью признавался, что ему нравится делать вещи, вызывающие осуждение. Но это вряд ли будет касаться его нового фильма, который выйдет на экраны 21 апреля. Картина «Этот новый мир» (в оригинале La Croisade — Крестовый поход) является продолжением другой работы Гарреля 2018 года — «Честный человек». Так что к своим ролям вернулись сам Луи, Летиция Каста и Джозеф Энджел. Отпала только Лили-Роуз Депп, о чём, скорее всего, никто не будет жалеть. «La Croisade» говорит на разные темы, от детской осознанности до экологии, спасения планеты. И в это кино, уютное как плед, хочется влюбиться, хочется породниться с ним. Хоть новый мир и мрачен подобно самому Гаррелю, в нём должно найтись место добру, любви, простору для воображения и свежему взгляду на обыденные, но важные вещи.
Зрителей уже хорошенько напичкали фильмами и сериалами на тему пандемии и выживания. Как правило, сомнительного качества, но интересные работы также встречались. К ним, например, можно отнести «Нули и единицы» Абеля Феррары, своеобразный отклик режиссёра на тяжёлый год изоляции. Теперь мы имеем возможность лицезреть, что на этот счёт думает Гаррель, какие переживания его одолевали. Ведь тема карантина и отдаления людей друг от друга тоже фигурирует в фильме, являясь одной из самых животрепещущих.
В центре сюжета — образцовая семья, живущая в Париже. Супруги Абель (Луи Гаррель) и Марианн (Летиция Каста) ведут размеренную, может даже немного скучноватую, однообразную жизнь. Но скоро их настигнет удивление вперемешку с негодованием, когда они не досчитаются вещей из гардероба, редких книг и лучшего вина из личного погреба. 13-летний сын пары, Джозеф (Джозеф Энджел), продал всё это, чтобы отправиться с группой ровесников в Африку. Большая группа энтузиастов замыслила масштабный проект по спасению Земли…
Любопытно, что изначально идея, которую преподнёс Жан-Клод Каррьер, про детей, занимающихся взрослыми проектами, не особо вдохновила Гарреля и казалась ему фальшивой. Но Грета Тунберг и её Школьная забастовка за климат заставили Луи по-другому взглянуть на эту историю и позволили перестать считать её надуманной. С самого начала он находит место смеху в своей картине, ведь без чувства юмора, в особенности такого утончённого, далеко не уедешь. Мы смеёмся, а герои кричат и недоумевают, но затем вместе с персонажами мы приходим к осознанной беседе — о семье, раннем взрослении, о том, что случилось с миром и как ему помочь. Ведь почти каждому из нас невыносимо видеть пустые улицы в кадре, зная, что это не 1 января.
То, что сперва кажется юношеским максимализмом, подростковым капризом, может даже хайпом, становится у Гарреля Французской революцией, Крестовым походом детей. История помнит поход 1212 года, но в фильме подобное путешествие не обречено на крах. Дети выполняют свою программу — им удаётся пролезть в эгоистичный и некомпетентный мир взрослых, достучаться до них (прямо-таки напрашивается параллель с учёными и политиками из нашумевшего фильма Маккея «Не смотрите наверх»).
А ещё «Этот новый мир» говорит о том, что с возрастом пропадает задор, креатив, смелость и авантюризм. А их сохранение — это то же, что сохранение человечества. И человечности. Не зря ведь героиня Касты говорит мужу, что он завидует сыну, в котором зреют идеи и революционный дух. И который в финале фильма танцует — на костях старого мира, чтобы построить мир новый, гораздо лучше. Не исключено, что собственными руками.