«Красавец мужчина» одна из самых веселых пьес Александра Островского, в которой, как всегда, главными героинями являются женщины. Поэтому не удивительно, что на сцене Театра на Трубе она поставлена в водевильном стиле. Красной нитью через весь спектакль проходит желание мужчин найти богатую невесту. Можно сказать, с этого он начинается и этим закачивается. Исполнители различных второстепенных образов в пьесе обретают свой общий голос: «Скромный и бедный молодой человек или не очень молодой, но страстный, готов познакомиться и любить женщину с состоянием. Возраст и внешность значения не имеет«. С подобными фразами в стиле брачного объявления обращаются к зрительницам в зале актеры со сцены. С подобной фразой обращается в финале к зрителям и главный герой Аполлон Окоемов.
Иронично обрисованы женские образы. И Аполлинария Антоновна, пожилая дама и родственница жены Окоемова Зои (Джульетта Шабанова) и Сусанна Сергеевна (Татьяна Циренина) влюбившаяся в Аполлона, как кошка. Они тают от красоты главного героя. И надо сказать, что исполнитель главной роли Родион Вьюшкин действительно красавец и хорошо сложен. Женское сердце всегда готово хотя бы немного таять, глядя на такую внешность? но… Как я люблю это традиционное, хотя и очень разное «но». И тут невольно вспоминается рассказ моей мамы о ее первой юношеской влюбленности. Мимо ее дома каждое утро на работу ходил красивый юноша. Она им украдкой любовалась, пока однажды подружки не познакомили их.
Первый же разговор положил конец ее влюбленности. Да, он был красив, но с ее точки зрения глуп. Не могу сказать, что Окоемов умен, но так и наши барышни не далеко от него ушли. Хорошо, что у них есть дальний родственник, умудренный опытом Наум Федотыч Лотохин, которого жирными добротными красками изображает на сцене Вадим Андреев. Каждой бы барышне, да вовремя такого родственника, коли своей головы на плечах нет.
На протяжении всего спектакля Аполлон Окоемов занят только одним: как разорить свою жену и развестись с ней, обвинив ее в неверности, и жениться на более богатой невесте, и зажить припеваючи, так как долгов он наделал, гуляя в столице. Островский надеялся, что разоблачение перед женой и потенциальной новой жертвой может стать для красавца уроком, и он способен будет вернуться к моральной жизни. Именно это ему советовал дядюшка Зои Лотохин:
Но Дмитрий Астрахан в чем-то мудрее драматурга. Мир сегодня другой. Тогда слава о делах красавца без денег помешала бы ему совершить новое деяние в ближайшее время, да и развестись было бы трудно. А сегодня и развод — не проблема. Да и кому нужен развод для этого? И любая слава, даже распространяемая при помощи всех СМИ, не помешает красавцу найти новую жертву и обобрать.
Достаточно вспомнить хотя бы примеры некоторых наших весьма звездных красоток, которые выходили замуж за не менее звездных, хотя не всегда красивых мужчин. Несмотря на то, что было известно, что они били своих жен. Каждая из них утверждала потом, что они верили в их любовь и в то, что с ними такое не случится. Ну, видимо, пели в стиле, как говорит со сцены Сосипатра Семеновна, богатая вдова, изображенная на сцене яркими водевильными красками Еленой Анисимовой:
Женские образы в спектакле «Красавец мужчина» на сцене Театра на Трубе: Аполлинария Антоновна (Джульетта Шабанова), пожилая дама и Сусанна Сергеевна Лундышева (Татьяна Циренина) яркие, эффектные и без ума влюбляющиеся в молодых красавцев. И костюмы подчеркивают их характер: эффектные, сексуальные, яркие. Костюмы российского модельера Дмитрия Логинова действительной хороши.
Характер Зои подчеркивает скромная пастельная гамма скромных, но элегантных костюмов. Образ Зои вообще выделяется из всего образа спектакля яркого и водевильного. Она как белая ворона среди остальных: нежная, любящая, верящая и страдающая. Даже слишком страдающая на этом фоне и слишком покорная мужу. Ее хочется пожалеть, погладить по головке и сказать фразу, которую я порой повторяю за своей матушкой, когда утешаю подруг: «Не бери в голову, бери…Можно выплюнуть». Не знаю, насколько это литературно. Но ведь на сцене нам смело показывают практически постельные сцены с намеком на обнаженку и секс.
В целом спектакль смотрится весело и озорно. Все исполнители заслуживают похвал. Музыка, в том числе и живая на сцене, прекрасный тенор Сергей Петрищев, костюмы и декорации создают фактически образ эпохи. А главному герою Окоемову еще придется торговать своим лицом, но с годами сей товар обтреплется.
Я могла бы сказать, что постановка данной пьесы должна не только развлечь, но и послужить уроком юным барышням и не только юным. К сожалению, редко кто учится на чужих ошибках. Все хотят свои собственные грабли.
Людмила Шерова
Фото пресс-службы театра.