В Театре Наций японский режиссер Мотои Миура поставил спектакль «Друзья» по одноименной пьесе японского авангардиста Кобо Абэ. Начало смотрится вполне забавно. Герои пьесы — семейка из восьми человек трех поколений. Они одеты в костюмы чем-то напоминающие цирковые и картины голландцев 17 века одновременно, только как бы на живульках. Женщины в чепчиках как на картинах Габриэля Мэтсю и Ян Стена и других. Костюмы созданы художницей Ольгой Шаишмелашвили. Герои говорят правильные вещи о том, что человек не должен быть одинок и еще много-много пословиц и поговорок. И лейтмотивом проходит идея соединения разорванной жемчужной нити, как связи между людьми. Все их слова, можно сказать, звучат безукоризненно с нравственной точки зрения до определенного момента.
Молодой человек вполне доволен своей жизнью, влюблен и собирается жениться. И уж совсем не страдает от одиночества. Но семейка проникает к нему, а по тексту пьесы фактически врывается, и начинает свое «воспитательное деяние» или точнее сказать — поток мудрых слов, которые совершенно расходятся с их делами. Они объявляют себя друзьями молодого человека, при посторонних претворяются его семьей и на этом основании начинают красть его деньги, пользоваться его домом, вещами, есть его еду, считать его будущие доходы.
Никто не смог, а скорее всего не захотел помочь молодому человеку избавиться от них, ни полиция, ни домохозяйка, ни любимая девушка, ни даже журналист, разоблачающий мошенников, ни адвокат. Всех как будто околдовала «милая семейка» из бабушки, мужа и жены, и четырех взрослых детей и одной школьницы. Ведь они говорят такие правильные слова и на словах проявляют заботу о молодом человеке, квартиру которого они фактически захватили. А кого не смогли очаровать, того избили и запугали, как адвоката.
Пьеса «Друзья» написана в духе западноевропейского театра абсурда. Я бы сказала, что абсурд он везде абсурд и в Европе, и на Востоке. Но так ли абсурдна ситуация в пьесе?!
«Я выбрал пьесу Кобо Абэ «Друзья», потому что под столь добрым названием скрывается злая история, которая обличает несовершенство современного общества и бессилие человека, столкнувшегося лицом к лицу ситуациями, когда к тебе без стука входят «друзья», отбирающие наши силы, эмоции, и, в конце концов, жизнь», — говорит о своей постановке режиссер Мотои Миура. Он преимущественно имеет в виду вездесущий Интернет.
Но пьеса не только о ложных друзьях из вездесущего Интернета. Пьеса написана в 1967 году, а датой рождения Интернета принято считать 1 января 1983 года, т. е. 16 лет спустя. Но способы обмана и манипуляции людьми были всегда и они мало изменились. В пьесе показан обобщенный образ всех видов мошенников, которые навязывают вам свои услуги, свою помощь и поддержку, о которых вы не просили, а порой даже не знали. Эта доброта и забота — практически открытое насилие, которое посторонние не хотят видеть. Почти каждый человек, получал звонок от таких доброжелателей. Или еще хуже — встречал лично. «Это капитан….Ваш сын совершил ДТП со смертельным исходом, но я готов вам помочь за такую-то сумму. Деньги нужны срочно. Приедет посредник…» «Служба безопасности Сбербанка. Мошенники снимают у вас со счета такую-то сумму, если вы немедленно не сообщите нам…» «Друзья или родственники, которые норовят у вас занять деньги и не отдать». И многое многое другое. Какие-то менеджеры банков, жилищных контор и многие другие. Да просто родственники, которые обещают заехать в гости на час, а потом их трудно отправить домой. И все это делается с вежливой улыбкой и кажущейся заботой. Когда не действует забота о вас, то начинают вызывать у вас жалость и так далее. Впрочем сейчас сходу все случаи «доброжелательного» мошенничества и не вспомнить.
И все это со словами об «идеальной любви к ближнему». И с осознанием долга помогать нам за счет наших денег, нашего здоровья и в конце-концов за счет нашей жизни. Ведь пока мы живы всегда найдутся желающие жить и процветать за наш счет. Это каждому из нас решать, кто в нашей жизни такие «друзья».
Вы только вдумайтесь, что они говорят! Отец семейства в ответ на мольбу молодого человека о том, что бы они ушли говорит: «Мы хотим содействовать вашему счастью… Быть вам полезными… Вот единственный побудительный мотив, заставивший нас явиться к вам…» Старшая дочь заявляет,, что их убеждение: «Давать, не требуя ничего взамен…» Младший сын более лаконичен: «Мое — твое, твое — мое…» Ну а поскольку у семейки нет ничего, кроме восьми членов, а у молодого человека, квартира и зарплата, то понятно, кто остается в накладе.
А еще они много говорят о вреде одиночества. О том, что они соединяют разорванные нити жемчужного ожерелья и еще много-много правильных слов, а в спектакле еще много-много народных пословиц и поговорок. Реальность же совсем другая. Кто-то скажет, что одиночество — это болезнь века. Но ни с этим борются наши герои. Одиночество ни в жизни, а в голове. Самое страшное одиночество — это одиночество в толпе. Именно так стал одинок молодой человек, когда к нему присосалась эта семейка.
Напряженно с ноющим сердцем почти с самого начала смотришь спектакль и ждешь финала. До определенного момента кажется, что возможно неожиданное чудо со счастливым концом. Но очень скоро понимаешь, что чудо невозможно, что у молодого человека только два варианта: он либо сойдет с ума, либо его уморят.
На сцене неторопливо и последовательно разворачивается действие, актеры со своей задачей справляются, не зря же в кастинге для этого спектакля приняли участие 150 артистов. На создание необходимой атмосферы работает все и декорации, и костюмы, и музыка. В спектакле заняты: Сергей Епишев, Олег Савцов, Сергей Каплунов, Кирилл Быркин, Василий Копйкин, Никита Санаев, Алексей Калинин, Тина Стойилкович, Александра Ревенко, Мария Лапшина, Наталья Батрак, Алла Казакова, Эва Мильграм.
Спектакль получился непростой. Кто-то может сказать, что это черная комедия, кто-то что это ужастик, а ведь это наша жизнь. Смотрите и делайте выводы. Спектакль предупреждает и учит.
Мотои Миура — театральный режиссер из Киото. Но он известен далеко за пределами Японии прежде всего постановками чеховских пьес. Спектакли руководимого им театра «Читэн» (Киото) «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Три сестры» гастролировали в России. «Друзья» это вторая постановка режиссера с российскими артистами после «Преступления и наказания» по роману Ф. М. Достоевского в БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Людмила Шерова
Фото с сайта театра