Наконец-то с 21 апреля в кинотеатрах выходит полнометражный режиссёрский дебют Ладо Кватании — фильм «Казнь«. Его выход постоянно переносился, картина успела сменить прокатчика и всё-таки доберётся до больших экранов на радость любителей добротных триллеров. «Казнь» уже покорила различные кинофестивали и зрителей, получила приз в Сиджесе. А теперь призвана сохранить веру в русский кинематограф, как бы громко это не звучало. Пусть дебют режиссёра с грузинскими корнями напоминает южнокорейских представителей жанра (Кватания и правда очень их любит) и фильмы Финчера, всё-таки ему удалось сказать своё веское слово. Он снял мрачное, жестокое, эротичное и стильное кино, герои которого помещены в советские 80-е. И снял очень хорошо.
До выхода «Казни» Ладо Кватания зарекомендовал себя как клипмейкер. В этом амплуа он работал с Хаски, Оксимироном, Дельфином, Noize MC, группой «Ленинград» и другими. Так как я сам являюсь поклонником большинства его клипов, то и выход полнометражной ленты ждал с нетерпением. Ладо не подвёл и преподнёс шикарный подарок в виде фильма о звере внутри человека, свойствах памяти и страхе лишиться спокойной жизни. Который, к тому же, режиссёр сможет проецировать на себя — Кватания признавался, что «Казнь» является очень личным произведением. Взглянув на главного героя, он сможет вспомнить, что нельзя приспосабливаться, бронзоветь и почивать на лаврах былых заслуг.
А главный герой, Исса Давыдов, отмечает повышение в кругу семьи и толпы гостей — он дослужился до подполковника. Один телефонный звонок разрушает не только его последние нервные клетки, но прахом идёт и десятилетнее расследование о серийных убийствах. Были осуждены невиновные люди, так что Давыдову вновь придётся взяться за громкое дело. С помощью нелинейного повествования будет рассказано о карьере героя, личной жизни, о разрушенных судьбах. И когда маленькие кусочки сложатся в единую картинку, настанет время ужаснуться…
В актёрском составе практически каждый является идеальным попаданием. Даниил Спиваковский в роли неуравновешенного подозреваемого пугает и потрясает. Не менее хорош и Евгений Ткачук, герой которого не просто трансформируется внешне и внутренне, но и становится знаковым персонажем. Юлия Снигирь удачно отвечает за сексуальность, примеряя на себя образ роковой искусительницы. И всё же отдельно хочется выделить исполнителя главной роли — Нико Тавадзе. Увидеть его ранее не было возможности, так как Кватания нашёл актёра в одном из грузинских театров. В Нико подкупает всё — типаж, мимика, даже акцент. Чего нельзя сказать о его неоднозначном герое.
Исса Давыдов легко подвергается соблазнам и провокациям, он не побрезгует ничем, лишь бы поймать маньяка или добиться правды, справедливости. И в нём самом есть что-то от маньяка. Но это не агрессия, гнев и желание убивать, а трусливость. Он нерешителен, боится взять на себя ответственность и мечется меж двумя женщинами. Страшно становится смотреть не только за тем, что зло может крыться в самом заурядном человеке, но и за потерей человеческого обличия и моральных принципов.
Страшно, и всё же визуальный ряд безумно радует. Даже разгадав к чему отсылают те или иные кадры, вы не сможете оторваться от экрана, фильм не рассыпается, держит в напряжении. Во многом благодаря саундтреку от Кирилла Рихтера, музыка которого заставляет вас испытывать дискомфорт. Как будто под вами проплывает огромное чудовище, когда вы заплыли на большую глубину. А чудовище это — смертный грех, который постоянно соблазняет человека.
«Казнь» — это жестокое кино, как и этрусская посмертная, которая упоминается в фильме. Качественное, захватывающее и незабываемое, оно задирает планку, оно не для махровых обывателей, вершиной мастерства для которых является сериал «Чикатило» Андреасяна. Это большой успех талантливого художника, ода любви кинематографу и наслаждение для киноманов.