Зрители старшего поколения прекрасно помнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года режиссера Леонида Гайдая. Мы с детства знаем этот веселый фантастический сюжет. Может быть, первый в нашей жизни о путешествии во времени. Это сегодня мы и более юное поколение уже видели множество фантастических фильмов мировых режиссеров. Как правило, в таких фильмах и весь сюжет фантастический. Булгаков же вписал фантастическую историю в совершенно бытовую жизнь коммуналки.
В 1935 году Михаил Булгаков написал эту пьесу именно для театра Сатиры. Но постановка была закрыта партийным руководством и даже сама пьеса запрещена. Но после публикации в 1965 году пьеса пережила несколько постановок: в Москве, Омске и Баку и одну экранизацию. В наше время первым к пьесе в 2011 году обратился Электротеатр Станиславкий. Его поставил режиссёр Александр Горбань. К сожалению, я эту постановку не видела.
И вот новая попытка дать жизнь бессмертному произведению. Просмотр спектакля на пресс-показе не только напомнил фильм Гайдая со всеми его блестящими находками. Но и заставил меня прочесть пьесу Михаила Булкагова.
Спектакль в постановке Сергея Газарова бережно относится к тексту Булгакова. Хотя не обошлось без нюансов. Например, жена управдома Бунши Ульяна Андреевна (Лиана Ермакова) резко помолодела по сравнению со своей героиней в пьесе и стала не столько озабочена поисками куда-то исчезнувшего мужа, сколько попытками соблазнить соседа изобретателя Тимофеева. Услышав, что его бросила жена, она явилась к нему сексуально одетая, с соответствующими подтанцовками. Да, это смешно, но…одновременно и пошловато.
А вот образ Жоржа Милославского в исполнении Артема Минина хорош с первой минуты. Сцена ограбления Шпака просто блестяще поставлена и отработана. Тут и слова, и движения, и музыка гармонично сливаются в комедийный эпизод.
Демонстративно царственен Царь Иоан Васильевич в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева. Но излишне жалок в его исполнении управдом Бунша. А ведь не только в те времена, но и сейчас должность, соответствующая управдому, дает много прав. И такие люди часто забывают о том, что они просто люди, и начинают чувствовать себя настоящими царями, хотя и в небольшом пространстве.
Вообще первый акт происходит в непонятно какое время? Вроде бы и не во времена Булгакова с коммуналками, и не в наше. Если не считать некоторые сцены первый акт довольно суетлив и дерганный, как и жена изобретателя Зинаида Михайловна в исполнении Александры Мареевой. С одной стороны, этакая хорошенькая дурочка, актриса, знающая о достоинствах своей внешности, пытающаяся продемонстрировать нам все свои таланты — от дерганных танцев до «Costa Diva» в вокале. И получилось это не очень удачно. Хотя, конечно же, хороша. А с другой стороны, она неожиданно легко догадывается, что перед ней настоящий царь. Как-то не верится, что эта Зиночка способна об этом догадаться. Хотя, может быть, это просто случайность, благодаря разговорам о съемках фильма.
Второй акт смотрится более целостным благодаря отлаженной работе актеров массовки. Стрельцы, стольники, стража, свита царицы, право, хороши. Царица (Надежда Филиппова) очаровательна и мила. Ее образ напоминает образ из фильма Гайдая, но не лишает ее своеобразия. Танцы, пение, проходы сделаны хорошо. Хотя излишне смешон шведский посол и его свита. Вообще второй акт очень порадовал и повеселил. Но образы главных героев немного отошли на второй план.
Поклоны были просто по-настоящему на бис! Видимо, массовые сцены — это настоящая изюминка режиссера Сергея Газарова. Он одновременно сыграл образ соседа изобретателя — Шпака. Весьма убедительно.
Декорации хороши и не только тем, что они есть. Реально, комната Шпака — это маленький музей, которым можно любоваться. И царские палаты тоже убедительны. Хороши костюмы, хотя и присутствует некоторая современная стилизация. Но, право, есть на что посмотреть и над чем посмеяться.
Конечно же, спасибо театру за то, что он напомнил детство и юность. Времена беззаботной и веселой жизни. Надеюсь, что спектакль станет еще лучше со временем.
фото №№ 1, 2, 5, 6 — автора, фото превью и №№ 3, 4, 7, 8, взяты с сайта театра)