Каждый управдом немного царь

Рецензия на спектакль "Иван Васильевич". Театр Сатиры, Москва Рецензии на спектакли
«Иван Васильевич» Михаила Булгакова на сцене Театра Сатиры.

Зрители старшего поколения прекрасно помнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года режиссера Леонида Гайдая. Мы с детства знаем этот веселый фантастический сюжет. Может быть, первый в нашей жизни о путешествии во времени. Это сегодня мы и более юное поколение уже видели множество фантастических фильмов мировых режиссеров. Как правило, в таких фильмах и весь сюжет фантастический. Булгаков же вписал фантастическую историю в совершенно бытовую жизнь коммуналки.

В 1935 году Михаил Булгаков написал эту пьесу именно для театра Сатиры. Но постановка была закрыта партийным руководством и даже сама пьеса запрещена. Но после публикации в 1965 году пьеса пережила несколько постановок: в Москве, Омске и Баку и одну экранизацию. В наше время первым к пьесе в 2011 году обратился Электротеатр Станиславкий. Его поставил режиссёр Александр Горбань. К сожалению, я эту постановку не видела.

И вот новая попытка дать жизнь бессмертному произведению. Просмотр спектакля на пресс-показе не только напомнил фильм Гайдая со всеми его блестящими находками. Но и заставил меня прочесть пьесу Михаила Булкагова.

Спектакль в постановке Сергея Газарова бережно относится к тексту Булгакова. Хотя не обошлось без нюансов. Например, жена управдома Бунши Ульяна Андреевна (Лиана Ермакова) резко помолодела по сравнению со своей героиней в пьесе и стала не столько озабочена поисками куда-то исчезнувшего мужа, сколько попытками соблазнить соседа изобретателя Тимофеева. Услышав, что его бросила жена, она явилась к нему сексуально одетая, с соответствующими подтанцовками. Да, это смешно, но…одновременно и пошловато.

А вот образ Жоржа Милославского в исполнении Артема Минина хорош с первой минуты. Сцена ограбления Шпака просто блестяще поставлена и отработана. Тут и слова, и движения, и музыка гармонично сливаются в комедийный эпизод.

Демонстративно царственен Царь Иоан Васильевич в исполнении Народного артиста России Юрия Васильева. Но излишне жалок в его исполнении управдом Бунша. А ведь не только в те времена, но и сейчас должность, соответствующая управдому, дает много прав. И такие люди часто забывают о том, что они просто люди, и начинают чувствовать себя настоящими царями, хотя и в небольшом пространстве.

Вообще первый акт происходит в непонятно какое время? Вроде бы и не во времена Булгакова с коммуналками, и не в наше. Если не считать некоторые сцены первый акт довольно суетлив и дерганный, как и жена изобретателя Зинаида Михайловна в исполнении Александры Мареевой. С одной стороны, этакая хорошенькая дурочка, актриса, знающая о достоинствах своей внешности, пытающаяся продемонстрировать нам все свои таланты — от дерганных танцев до «Costa Diva» в вокале. И получилось это не очень удачно. Хотя, конечно же, хороша. А с другой стороны, она неожиданно легко догадывается, что перед ней настоящий царь. Как-то не верится, что эта Зиночка способна об этом догадаться. Хотя, может быть, это просто случайность, благодаря разговорам о съемках фильма.

Второй акт смотрится более целостным благодаря отлаженной работе актеров массовки. Стрельцы, стольники, стража, свита царицы, право, хороши. Царица (Надежда Филиппова) очаровательна и мила. Ее образ напоминает образ из фильма Гайдая, но не лишает ее своеобразия. Танцы, пение, проходы сделаны хорошо. Хотя излишне смешон шведский посол и его свита. Вообще второй акт очень порадовал и повеселил. Но образы главных героев немного отошли на второй план.

Поклоны были просто по-настоящему на бис! Видимо, массовые сцены — это настоящая изюминка режиссера Сергея Газарова. Он одновременно сыграл образ соседа изобретателя — Шпака. Весьма убедительно.

Декорации хороши и не только тем, что они есть. Реально, комната Шпака — это маленький музей, которым можно любоваться. И царские палаты тоже убедительны. Хороши костюмы, хотя и присутствует некоторая современная стилизация. Но, право, есть на что посмотреть и над чем посмеяться.

Конечно же, спасибо театру за то, что он напомнил детство и юность. Времена беззаботной и веселой жизни. Надеюсь, что спектакль станет еще лучше со временем.

фото №№ 1, 2, 5, 6 — автора, фото превью и №№ 3, 4, 7, 8, взяты с сайта театра)

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 12 оценок, среднее 4.75 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.