Сегодня у меня необычный музыкальный вечер — маэстро Philipp Chizhevskiy играет в Концертном зале им. Чайковского одно из самых неоднозначных и «затертых» дурными исполнителями классических произведений для симфонического оркестра и хора — Кармина Бурана.
Вы наверняка слышали начинающее и завершающее кантату произведение — «О, Фортуна».
Нынче всякие «модные» (не будем показывать пальцами на слонёнка) пытаются привить публике ощущение, что Кармина Бурана — это популярное эстрадное произведение, играя ее в такой залихватской манере (я сегодня сама такт и деликатность).
Между тем Кармина Бурана, хоть и написана в 30 -е годы в Германии, вполне себе пропитана (что не странно) духом классического немецкого романтизма, продолжает традиции Вагнера и Штрауса.
Сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа, на собственное либретто, по мотивам средневековых стихотворений из одноимённого сборника, написанная в 1935-1936 годах. Первое исполнение кантаты состоялось 8 июня 1937 года в Старой опере Франкфурта-на-Майне.
«Carmina Burana» — это часть «Trionfi», музыкального триптиха, который также включает в себя кантаты «Песни Катулла» (англ.) и «Триумф Афродиты» (англ.). Наиболее известной является хоровая композиция «O Fortuna», которая открывает и завершает произведение.
Для меня — это абсолютно имперское произведение, вполне вписавшееся в исторический контекст поднятия патриотизма.
Слишком далека эта величественная музыка от экзальтации средневековья, все в ней, не смотря на средневековую композицию рондо и идеей колёса времени, как-бы пропитано зарождающейся идеологией национал — социализма (пока в хорошем смысле).
Геббельс считал Кармину Бурану «образцом немецкой музыки». Эта музыка прославляет человека, величие разума, говорит о неизбежности триумфа избранных.
Не нужно кидать в меня тапками и обвинять в расизме — эта музыка совсем о другом: она о величии.
А вот как распорядиться величием человеческого духа — выбрать диктатора в национальные лидеры или искать истинное величие в душе как отражении Мудрости Божией — это выбор каждой нации.
Шаманство какое-то сотворил маэстро Philipp Chizhevskiy!!!! Он сыграл произведение именно так, как его задумал Орф: представления человека 19 века, нового времени о Средних веках, этакая попытка положить на музыку Кентерберийские рассказы Чосера. В общем, эклектика во всей ее красе и стати.
В эпоху возрождения святую Мадонну и прочих героев Святого писания живописцы часто одевали в венецианское роскошное платье, так было принято. Сегодня мы услышали голоса средних веков в костюмах 19 века. Хотя от своей Вагнерианской сути Орф в принципе недалеко ушёл.
Что ж, эклектика в романтизме при некотором знании истории музык и средних веков — праздник для ушей и мозгов.
Ну и бис «О, фортуна» просто филигранно сыграли.
Маэстро, браво!!!
адвокат и театралка Ирина Зуй