Могу сказать только одно, что среди этих романов, под которые юные прелестницы не могли заснуть, точно не было ни романа Гюстова Флобера «Мадам Бовари», ни, так похожего на него по сюжетной линии, романа Льва Толстого «Анна Каренина». Да и героиня Флобера не могла прочесть этих романов, которые при ее жизни еще не были написаны.
Как часто многие женщины после замужества говорят себе тоже, что говорила Эмма Бовари: «Зачем я вышла замуж?» Юные фантазии барышень пытаются приписать своему избраннику черты литературных героев и вообразить страстную любовь, а сталкиваются со скукой обыденной жизни и храпом мужа за спиной. Хотя Шарль Бовари в целом любящий и заботливый муж. Но никто не мог сравниться с любовными романами и их героями, даже любовники Эммы, которых как ей казалось она любила.
На удивление точно коллизию романа и судьбы героини передает стилистика постановки Антона Федорова. Это комичная игра в драму женщины, начитавшейся любовных романов и вообразившей себя героиней всех их сразу. Слова, действия, походка, поступки все немного кукольно и гротескно. Я не могу сравнивать эту постановку Антона Федорова с другими его постановками, так как их не видела. Но вся эта ирония и гротеск и даже близкие к физиологичности сцены любовных свиданий, вполне вписываются в то, что делается в современном театре: поиски новых форм и форматов. В другой концепции такие сцены свиданий смотрелись бы пошло.
В целом, перед нами на сцене и видео на заднем плане и мультяшные рисованные картинки на белой стене, жизненные декорации и веб-камера, демонстрирующая героев, когда они едут в повозке. Кукольные речи, неожиданно сменяющиеся жизненными интонациями, особенно подчеркивают их серьезность. Текст изобилует современными шутками и отсылками к российской реальности, а также французскими фразами. А еще общение со зрителями. В данном случае герои не торопясь проходят по ряду и садятся на свободные для них места во время сцены посещения кинотеатра. И все эти приемы постоянно находят отклик у зрителей.
Эти приемы не новы и не оригинальны, на них паразитируют практически все последние комедийные постановки. Но в одних случаях, они работают, в других нет. Здесь работают. Не знаю, как бы смотрелась данная история сегодня в классической постановке, но представленная нам версия, мне показалась весьма интересной.
Герои пьесы Шарль Бовари (Семен Штейнберг), Эмма Бовари (Наталья Рычкова), мамаша Бовари (Ольга Лапшина), Родольфо (Артур Бесчастный), аптекарь Гомэ (Алексей Чернышев) кажутся героями истории, чьи действия заранее предсказуемы, и которые о своих намерениях практически заявляют сразу как это делает Родольфо. Он при первой же встрече пообещал, что Эмма будет его. Но в рамках данной концепции актеры исполняют свои роли отменно. Хотя меня смутила довольно старческая внешность актрисы очень маленького роста (лилипутки), играющей роль дочери Бовари Берты. Как то уже привыкла к тому, что детей в театрах играют дети. А она просто копия ее бабушка мамаша Бовари и по фигуре и по лицу. Наверное, хотелось оправдать фразу, которую однажды произносит Эмма: «Какая же она страшная».
Перед нами на сцене разворачивается комедийная история о судьбе женщины, которая не удовлетворена своей жизнью и пытается не то сама ее украсить любовными приключениями, не то просто поддается влиянию окружающих ее мужчин и несется куда-то. И поэтому не удивительно, что история заканчивается трагически, при этом не из-за любовных романов, а из-за ее мотовства и желания хоть немного походить в роскоши на знатных дам — героинь любимых ею романов.
Как хорошо, что не все юные девушки, начитавшись любовных романов, воображают себя всю свою жизнь их героинями. Даже кажется, что Флобер пытался написать не историю трагической судьбы запутавшейся и незрелой женщины, а написать поучительный роман о ложных идеалах и как не надо жить. И постановка Антона Федорова в театре «Маска» в проекте агентства «Арт-Партнёр» под руководством Леонида Робермана показала нам именно это.
Людмила Шерова