«Идеальные дни»: счастье в мелочах

"Идеальные дни": счастье в мелочах Рецензии на фильмы

   Вим Вендерс давно зарекомендовал себя не только как великий режиссёр («Алиса в городах», «Париж, Техас», «Небо над Берлином»), но и талантливый документалист («Пина», «Соль Земли»). Конечно, и у такого рода мастеров случаются осечки, таковой можно считать предыдущую работу Вендерса «Погружение». Зато новый фильм немецкого кинематографиста, демонстрирующий лучшие его режиссёрские и наблюдательные качества, явно создан для того, чтобы немного приблизить зрителей к пониманию смысла жизни. Картину под названием «Идеальные дни» можно будет посмотреть в кино с 1 февраля.

"Идеальные дни": счастье в мелочах

   В своё время Вендерс сильно проникся Японией, о чём свидетельствует в том числе его документальная лента «Токио-га». В частности его вдохновлял Ясудзиро Одзу («Вкус сайры»), один из представителей великой троицы японских режиссёров, в которую он входит наряду с Мидзогути и Куросавой. Теперь Вендерс снова возвращается к японской теме, чтобы снять уже художественный фильм, своё «застывшее» кино в духе Одзу. Страна восходящего Солнца отплатила тем, что выдвинула «Идеальные дни» на Оскар в номинации Лучший международный фильм.

   На это потрясающее в своей нерасторопности кино уже успели повесить ярлык — «фильм, в котором ничего не происходит». Ещё как происходит, просто вся прелесть заложена в рутине чистильщика туалетов Хираямы (Кодзи Якусё). Его медитативный распорядок рабочих дней и выходных не предполагает вмешательств извне и форс-мажоров, он чётко придерживается своего курса. Работа, баня, ужин в одном и том же ресторане, чтение перед сном, по выходным большая стирка, покупка новой книги, посиделки в баре. Любопытно наблюдать как герой последователен в каждой мелочи. Мы привыкли называть это диагнозом, расстройством. Но это ли не счастье — жить не ускоряя бег и так, как тебе хочется?..

   Размеренный темп «Идеальных дней» не убаюкивает, а скорее вводит в транс, когда вы вместе с главным героем бродите по изысканной набережной повседневности и вас обдувает ветер беззаботности. Фильм соткан из тонких деталей и ностальгической эстетики. Например, будильником для Хираямы служит метла дворника, это какой-то очень простой, но поразительный момент, который говорит о том, что радость начинается с самодисциплины.

   А что касается ностальгии, то её явными атрибутами в фильме являются винтажные аудиокассеты и плёночный фотоаппарат. Меломан Вендерс вновь работает с саундтреком так, что музыка становится не просто фоном, она тоже герой фильма, который рассказывает о прекрасном дне устами Лу Рида и т.д. Песни чертовски точно перекликаются с повествованием. Трогательно то, что Хираяма очень трепетно относится к своей небольшой коллекции кассет и не готов променять их, они для него целая жизнь, часть его рутины.

   Фотоаппарат же нужен герою Кодзи Якусё для того, чтобы запечатлевать листву дерева на территории буддийского храма, игру света и тени. Вспоминаются строчки из Цоя — «Я знаю: моё дерево Завтра может сломать школьник, Я знаю: моё дерево Скоро оставит меня, Но пока оно есть, Я всегда рядом с ним, Мне с ним радостно, Мне с ним больно. Мне кажется, что это мой мир, Мне кажется, что это мой сын…» На самом деле в японском языке существует слово komorebi, аналогов которому нет. Оно означает эффект, который создают солнечные лучи, когда проходят сквозь листья деревьев. Тени и узоры образуют причудливые и неповторимые формы. Это в свою очередь созвучно с тем, что Хираяма говорит своей племяннице — «Потом — это потом. Сейчас — это сейчас». Жизнь уникальна и неповторима.

   Главный герой во многом прост, искренен и наивен, но это его способ противостоять миру и одновременно быть в гармонии с ним. Он как зеркало того городского сумасшедшего, которого Хираяма периодически встречает — странный, непонятный, чуждый, но преисполнившийся некой мудрости.

   Финал фильма можно считать великим. Хираяма сталкивается с приближающейся смертью почти постороннего человека, они ненадолго сближаются, пьют пиво, курят и дурачатся. От этого острее чувствуется собственная жажда жизни. И когда наш славный протагонист едет навстречу новому дню в машине, то он не может сдержать слёз. В это время поёт Нина Симон — It’s a new dawn, it’s a new day, it’s a new life for me… And I’m feeling good! А это значит — ещё поживём!

Игра актеров
8
Музыкальное сопровождение
8
Операторская работа
8
Сюжет фильма
8
Развязка
8
Итого
8
Поделиться с друзьями

Город: Москва
День рождения: 5 марта 1994

Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.