Мексиканский режиссёр Мишель Франко славится своими неоднозначными, остросоциальными и шокирующими фильмами («После Люсии», «Новый порядок»), которые постоянно наводят шороху на кинофестивалях. Его новый психологический триллер «Закат», с Тимом Ротом и Шарлоттой Генсбур в главных ролях, не станет исключением. И убедиться в этом можно будет с 14 апреля, когда весьма любопытная и напряжённая драма доберётся до экранов кинотеатров.
Сам Франко как-то говорил, что кино работает как зеркало, но, к сожалению, не может изменить мир. Это высказывание, конечно, касалось и его собственной картины «Новый порядок», которая по мнению мексиканской аудитории была пропитана классовой ненавистью и расизмом, что не помешало ей стать актуальной революционной антиутопией. «Закат» тоже вряд ли изменит мир и настроения в обществе, зато с лёгкостью может изменить вас, потому что это уникальное выражение чувств и эмоций через кинематограф. Хоть и не все смогут открыть для себя нового творца в лице Мишеля, всё же стоит отметить, что он действительно очень талантливый режиссёр.
Его новый фильм рассказывает о богатых туристах из Лондона. Нил и Элис Беннетт (Тим Рот и Шарлотта Генсбур) отдыхают вместе с детьми в Акапулько. Но непредвиденные обстоятельства вынуждают их в спешке покинуть райский уголок. Уже в аэропорту Нил сообщает членам семьи, что потерял паспорт и вынужден вернуться в гостиницу. Он остаётся на курорте, потягивает пиво на пляже в компании местных жителей и трахает смуглую мамаситу, с которой недавно познакомился. Солнечная атмосфера будет омрачена возвращением Элис и неожиданной трагедией…
«Закат» шикарен благодаря двум вещам — актёрской игре Тима Рота и тому, как он выстроен. Только каждый последующий эпизод, кадр приоткрывают нам завесу некой тайны, заставляя мозаику полностью сложиться. А секретов тут оказывается предостаточно. Режиссёр держит вас на крючке, нагнетает тревогу и бьёт обухом по голове, когда вы начинаете думать, что в этом размеренном темпе и пройдёт весь фильм. Который держится на плечах Тима Рота (актёр, кстати, уже снимался у Франко в картине «Хроник»).
Он играет человека постороннего, ему скучно в компании родственников и не очень-то весело в компании людей вообще. В том или ином выборе он полагается лишь на самого себя, правда, складывается ощущение, что каждый раз герой делает не тот выбор и, к тому же, не может, не хочет нести ответственность за свои поступки. Перед нами предстаёт праздно шатающийся фаталист, греющийся на солнышке. Действия которого сначала хочется осудить, но которого нельзя неуважать в финале, когда он умудряется сохранить доброту и чувство собственного достоинства.
Название символизирует для меня закат человеческих отношений, самой жизни, упадок и угасание, когда неизбежность восхода кажется сказкой. Под маской курортной истории притаились всё те же темы, близкие для Франко — социальное неравенство и несправедливость. Ведь он всё-таки отличный притворщик и провокатор. А ещё «Закат» является аллюзией на труд немецкого историка и философа Освальда Шпенглера («Закат Европы») и похож на «L’Etranger» Альбера Камю, сходство с которым режиссёр заметил уже после съёмок фильма. В заглавии рецензии фигурируют строки из Бродского, потому что глаза главного героя так же полны заката, то есть весь мир у него на ладони, хорошо знакомый, такой привлекательный и такой убогий. А сердце полно рассвета, освещающего его путь, который он выбирает сам, не нуждаясь в советах.
Мишель Франко снял необычное, с виду простое, но пугающее кино, манящее своими секретами, странностями и атмосферой. Кино об усталости от всего, о пресловутой социальной стратификации, о безнадёге. Пусть авторское, оно всё же способно привлечь почти любого зрителя в силу сюрпризов и сюжетных перипетий. Надеюсь, что вы будете в числе этих зрителей.