Гений и злодейство — вечная тема

«Амадей» на сцене театра имени Евгения Вахтангова Рецензии на спектакли
«Амадей» на сцене театра имени Евгения Вахтангова.

В московских театрах стало модно инсценировать популярные зарубежные фильмы. Вот и в театре им. Евгения Вахтангова решили не отставать от своих «конкурентов». Но при этом захотелось чего-то масштабного. Спектакль «Амадей» по фильму Милоша Формана (1984 года) безусловно можно назвать таким.

Не знаю, как для кого, а для меня имя Вольфганга Моцарта связано с поим детством с музыкальной школой и с общим убеждением в его гениальности. Но и Антонио Сальери мне никогда не казался злодеем отравителем. Полагают, что такой славе не менее гениального композитора способствовал Александр Пушкин своими «Маленькими трагедиями». Но кто же верит сочинителям до такой степени? А ведь верили.

Образ старого Сальери (Алексей Гуськов) на сцене театра очень похож на героя в старости из фильма Формана «Амадей». Да и весь спектакль на сцене театра это сценическая версия фильма с некоторыми отклонениями. Жаль, что ни в фильме, ни в спектакле не уделили внимания тому факту, как отец Моцарта бесконечно заставлял Вольфганга работать с малолетства, фактически дрессировал его. От этого осталась только одна фраза Сальери: «как дрессированная обезьянка». Спаведливо в свое время сказал Альберт Эйнштейн: «Гений — это 1 процент таланта и 99 процентов тяжелая работа…»

И в этом плане не все так однозначно с судьбами героев спектакля. Внешне беззаботный и неунывающий Моцарт, любивший веселые компании тоже был огромным тружеником. Жил мало, сгорел от болезней. Неужели это лучше долгой и в чем-то более успешной жизни труженика Сальери?

Образы окружения императора представлены в гротесковой и фарсовой манере: Фон Штрек королевский гофмейстер (Валерий Ушаков), Барон Ван Свитен префект Императорской библиотеки, масон (Евгений Косырев), Катарина Кавальери ученица Сальери (Каролина Койцан). Про Диеза и Бемоля лучше сразу промолчать. Своеобразно решен образ императора Иосифа II (Федор Воронцов). На фоне своего окружения он смотрится даже достойно. Хотя и тут есть своя шутка. Директор Императорского оперного театра Франц Розенберг (Александр Рыщенков) постоянно напоминает императору: «а что сказала бы ваша матушка».

Вольфганг Амадей Моцарт в исполнении Виктора Добронравова не отстает от данных образов. Википедия сообщает: «По воспоминаниям современников, Моцарт находился в постоянном движении: он то жестикулировал руками, то стучал ногой. Лицо его было чрезвычайно подвижно, постоянно менялось его выражение. Его свояченица Софи Хайбль вспоминала, что он постоянно играл «словно на клавире» с самыми разными предметами — шляпой, тростью, цепочкой от часов, столом, стульями«. Вот и Добронравов в образе Моцарта постоянно прыгает и скачет, и крутит руками… Для таких людей сегодня существует диагноз — обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство. Добронравов ярко играет Моцарта как большого ребенка. Несмотря на то, что он женился без благословения отца, жена Моцарта стала его благословением. Констанция в исполнении Екатерины Крамзиной игривая, любящая, страдающая, заботливая и всепрощающая.

На сцене оба героя определенно страдают себялюбием, самовосхвалением и огромным эгоизмом с комплексом превосходства у Моцарта и комплексом неполноценности у Сальери.

Сальери Формана исповедуется перед священником, Сальери в театре им. Евгения Вахтангова исповедуется перед нами — зрителями. Престарелый Сальери (Алексей Гуськов) кажется глубоко страдающим и обиженным ребенком. Он еще мальчиком молился богу, чтобы тот дал ему дар и шанс стать великим композитором, чтобы восславить бога и ради этого отказался от земных радостей. (Кстати, согласно Википедии реальный Антонио Сальери был женат на Терезии фон Хельферсторфер, которую и в поздние годы называл любовью своей жизни. Терезия родила Сальери семерых дочерей и одного сына.) А бог обошел его, выбрав своим проводником «фигляра Моцарта». Поэтому Сальери поклялся уничтожить более успешного соперника. Но при этом почти каждое слово Сальери о Моцарте — это восторги и восхваления. Моцарт тоже о себе говорит только в превосходных терминах, не сказав фактически ни одного уважительного слова о других.

Гений и злодейство - вечная тема

Алексей Гуськов создал сильный, эмоциональный и вызывающий сочувствие образ Сальери, несмотря на все его интриги. В спектакле Сальери интригует против Моцарта. Узнав что тот пишет оперу по пьесе запрещенного автора Пьера Бомарше «Свадьба Фигаро». Доносит на него. А в жизни композитор Сальери практически в том же 1786 году, когда состоялась премьера «Свадьбы Фигаро» Моцарта, сближается с Бомарше и пишет одну из самых успешных своих опер — «Тарар» по его либретто. Премьера в Королевской академии музыки состоялась 8 июня 1787 года и вызвала настоящий ажиотаж.

«Амадей» – первая премьера сезона на Основной сцене Театра Вахтангова. И первая постановка на этой сцене режиссера Анатолия Шульева. Анатолий Шульев говоря о своем спектакле, отметил, что «в противостоянии Моцарта и Сальери его интересовали темы вечной неудовлетворенности человека собственной жизнью и его беззащитности перед Вечностью». Я бы сказала и беззащитности перед клеветой. А самое главное, «Сальери рискнул себя сравнить с Моцартом. А они просто разные. Это и стало причиной его страданий», отметил Шульев.

Я бы могла сказать, что «особое настроение создает сценография решенная в серой цветовой гамме», если бы это решение не повторялось в разных театрах в разных спектаклях. Такое ощущение, что театры договорились или пошла такая театральная мода. Во многих театрах уже поставили спектакли, в которых «50 оттенков серого» с яркими красными акцентами, разбавленными золотом. В данном случае это красный камзол Моцарта во втором акте.

В конце спектакля Сальери дает напутствие зрителям: «Гениев единицы, а нас посредственностей миллиарды. А нам то что делать? Да жить. Просто жить». Довольно грустная заповедь. Это может оправдать любое преступление. Послушайте, что говорят преступники, отвечая на вопрос, почему украл и убил? Потому что не было работы, а надо же на что то просто жить. ПРОСТО ЖИТЬ. Я бы сказала, надо не просто жить, а мечтать и стремиться к своей мечте.

Безусловно настоящим украшением спектакля стала звучащая музыка великих композиторов Моцарта и Сальери. И неповторимый «Реквием» Моцарта…


Людмила Шерова

Фото Яны Овчинниковой предоставлены пресс-службой театра

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.