“Однажды… в Голливуде” – девятый и самый сложный для восприятия фильм Тарантино. Сложность традиционно заключается в количестве отсылок к кинокультуре и классике кино, однако если обычно понимание всех референсов – это скорее дополнительный бонус, то в случае с этим фильмом это критично для понимания сюжета и контекста.
Дело в том, что “Однажды… в Голливуде”, по собственному признанию автора, возможно, последний его фильм и снят он соответственно – размашисто и без лишней оглядки на зрителя. По совместительству это еще и один из самых личных фильмов Тарантино: понятно, что все его картины строятся вокруг любви автора к тому или иному кино, вокруг его личности и поэтому крайне субъективны и носят личностный характер. Но сейчас он, очевидно, решил не ограничивать себя ни в чем, в кадре все предметы его страсти – от личных фетишей до технических решений и саундтрека.
О технической стороне стоит упомянуть отдельно, так как с этой точки зрения фильм сделан безукоризненно. Операторская работа многолетнего соратника и одного из лучших голливудских операторов Роберта Ричардсона, изумительный монтаж (который как ружье на стене: в финале обязательно выстрелит), костюмы и декорации со вкусом, но умеренно воссоздающие эпоху – очевидно, что Тарантино знает, что ему нужно и добивается этого.
Однако будет ли интересно случайно забредшему и незнакомому хотя бы примерно с историей событий человеку смотреть этот фильм? Ну, как говорится, фильм настолько хорош, насколько хорош его финал, и кроме того Тарантино по-прежнему умеет доставлять удовольствие, правильно расставляя зрительские ловушки тут и там. Поэтому нет сомнений, что новый фильм одного из главных классиков кино 21 века соберет кассу и займет свое место в списке лучших работ режиссера, пусть и сделанную в первую очередь для него самого.