Одна из самых необычных постановок называется «Моя комната», и посмотреть ее может только один зритель за сеанс. Ее подготовили молодежный театральный центр «Космос» и арт-группа KREATORZ из Тюмени.
— Один показ рассчитан только на одного зрителя. Спектакль исполняется без актеров. Единственный зритель представления погрузится в действие, созданное при помощи аудио, видео и дополненной реальности. Он станет свидетелем реальных историй, которые расскажут их непосредственные участники — люди с диагностированными психическими расстройствами, — рассказали E1.RU в оргкомитете фестиваля. — Это потрясающе смелые и сильные люди. Зритель услышит реальные голоса этих людей. Они не были переозвучены, в их рассказах ничего не было изменено или переписано в угоду сюжету.
Показы спектакля пройдут в музее «Литературная жизнь Урала ХХ века». Также площадками фестиваля станут «Коляда-театр», «Колизей», фойе «Оперного театра» и «Камерный театр».
Хедлайнер — постановка театра НеНормативной пластики «Интервью В.», ставшая номинантом на «Золотую маску. Также покажут спектакль в огромной ванне, ранее мы рассказывали про задумку.
Программа фестиваля «Свой» (Екатеринбург)
Интервью В.
(Театр НеНормативной Пластики, Санкт-Петербург)
По мотивам книги Александра Вертинского «Дорогой длинною»
Режиссёр – Роман Каганович
Режиссер по пластике – Максим Пахомов
Художники-постановщики – Александр Мохов, Мария Лукка
Художник по свету – Стас Свистунович
Моноспектакль Сергея Азеева
Основой стала книга Александра Вертинского «Дорогой длинною», в которой собраны его стихи, письма и воспоминания. «В.» — неожиданный формат спектакля о Вертинском, предельное обнажение души, отрывки воспоминаний, из которых постепенно складывается в единое целое жизнь артиста с раннего детства и эмиграции до возвращения в СССР.
Сергей Азеев. Окончил Ярославский государственный театральный институт, курс народного артиста России А.С. Кузина. 2010-2013 – артист ТЮЗа им. Брянцева. Сотрудничает с театрами АХЕ, «На Литейном», «Приют комедианта», Театр НеНормативной пластики, Архангельским Молодежным театром, ТЮЗом им. Брянцева. Лауреат Театральной премии для молодых «ПРОРЫВ»-2019 (Санкт-Петербург) в номинации «Лучший актер» за моноспектакль «Сибирь».
Спектакль — номинант Российской Национальной театральной премии «Золотая маска».
Обладатель Гран-при фестиваля СВОЙ-2021.
Продолжительность – 1 час 10 мин., 18+
51-я зима Нафанаила Вилкина
(Независимый театральный проект «Паноптикум Инк» Челябинск-Москва -Владикавказ)
Автор — Лора Белоиван
Режиссер — Алексей Андросов
Художник по свету — Никита Кузин
Исполнители: Алексей Сусов, Сослан Коцлов
«51-я зима Нафанаила Вилкина» — это «ментальная археология» русского человека. Это новая деревенская проза, а впрочем, и не проза даже, а переложение всей несуразицы нынешней жизни на поэтический в гоголевском смысле лад. Герой — обычный деревенский мужик, оставшийся без работы, когда закрыли близлежащую шахту, и без ориентиров, потому что слишком быстро и слишком разительно изменилось всё в понятной раньше жизни. Актеров на сцене двое, но они — ипостаси одного героя. Одного не меняющегося веками русского мужика — на таких, говорят, земля держится. Зачем живёт и куда? Рассказывает свою историю — доверчиво, открыто, любому, кто слушает, и так, будто это летопись: с героическим, шутовским, лирическим, с побасенками и сказами — и правда, и выдумка, под аккомпанемент гармони. Вся русская литература — о них: и ладно написанная, и с крепким словцом, как у Белоиван. О современнике, человеке, о котором хочется слышать и знать. Чем он живёт? Да как он вообще живёт?!
Спектакль побывал на театральных площадках в Белгороде, Санкт-Петербурге, был
показан в рамках театрального фестиваля NOвый в Челябинске.
Продолжительность 1 час, 18+
Мрамор
(Особняк.Театр, Санкт-Петербург)
Автор — Иосиф Бродский
Режиссер — Павел Семченко
Исполнители: Анна Буданова, Алиса Олейник
Квазифилософский водевиль
Микс жанров и приёмов: театр представления, комедия дель арте, театр жестокости, физический театр, опера, бурлеск, черная клоунада, вербатим, doc-театр, психологический театр, кабаре, цирк, театр предмета, кабуки, греческая драма…
Место встречи главных героев – Пространства и Времени – метафизическая
ванна. Меняя цвет, температуру, плотность – вода становится индикатором
отношений персонажей. Вместе с героями она проходит все агрегатные
состояния – твердое, жидкое, газообразное, а в финале спектакля исчезает
вовсе, как и герои пьесы.
Продолжительность 1час 50мин., 18+
Случай в лесу
(Театр современной драмы «ВСПЫШКА», Красноярск)
По пьесе Олега и Богдана Перепалец
Режиссёр — Мария Булатова
Исполнитель — Станислав Линецкий
Ненормативная драма
Это моноспектакль о жизни Кости из Барнаула, а, может, Москвы, или Красноярска, или, всё же, из Барнаула.
Текст, при первом прочтении напоминающий документальный, наполнен грубой
ненормативной лексикой. Но очень тонко прочерченная авторами сюжетная линия и то, как она подана, затрагивает глубинные травмы современного российского общества. Финал ошеломляет и призывает к дискуссии. Отношение к герою становится мощным индикатором не только страхов внутри общества, но и личных взаимоотношений с самим собой.
«Это такой наш общий двоюродный брат, сосед, одноклассник… жалкий, страшный и
знакомый герой… Кажется, что, свалившись со своего альфа-пьедестала, герой,
избавленный от постоянной необходимости доказывать себя, увидел какую-то другую жизнь и почти уже полюбил её» — рассказывает эксперт «Золотой маски» Оксана Кушляева.
«Этот спектакль – история мучительного осознания собственной вины, история о том, как внутри быковатого гопника родилась мощная потребность к саморефлексии, и как она стала для него фатальной» — театральный критик Антон Алексеев.
Спектакль вошёл в лонг-лист «Золотой маски» сезона 2020/21.
Спектакль — лауреат I степени Международного фестиваля современного театра «Наш кислород 6.0» в Белгороде. ⠀⠀
Лучший спектакль в номинации «Эксперимент» фестиваля «Театральная весна», Красноярск.
Продолжительность 1 час 20 мин., 18+
Матрёнин двор
(Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская», Петрозаводск)
По одноименному рассказу Александра Солженицына.
Авторы инсценировки — Наталья Кириллова и Александр Побережный-Береговский
Режиссёр — Александр Побережный-Береговский
Художник – постановщик — Наталья Кириллова
Исполнители: народная артистка Карелии Людмила Баулина, заслуженный артист Карелии Валерий Баулин.
Камерная сценическая история по небольшому рассказу Александра Солженицына
«Матренин двор» повествует о судьбе простой женщины – скромной, совестливой, с
душой огромной и светлой.
Спектакль — лауреат республиканской премии в области культуры, искусства и
литературы за 2020 год.
Продолжительность 1 час 10 мин., 18+
Моя комната
(Молодежный театральный центр «Космос» и арт-группа KREATORZ, Тюмень)
Основано на реальных историях.
Режиссёр — Таля Горева
Продюсер — Камилла Генералова
Художник – Наталья Акишина
Спектакль-вербатим
Спектакль для одного зрителя или зрительницы. Без актёров, с элементами аудио, видео, а также дополненной реальности. Это — реальные истории, рассказанные людьми с диагностированными психическими расстройствами. О непонимании и принятии, о разочаровании и преодолении, и о том, как найти своё место в жизни.
Это истории художниц, IT-специалистов, психологов, преподавательниц, студенток и писателей.
Всех их объединяет главное — смелость. Это потрясающе смелые и сильные люди. Зритель услышит реальные голоса этих людей. Они не были переозвучены, в их рассказах ничего не было изменено или переписано в угоду сюжету.
В любой истории есть персонажи и их принято называть «герой» и «героиня».
В «Моей комнате» у этих слов — прямое значение. Это настоящий героизм — без прикрас, открыто рассказать о своей жизни, об отношении окружающих и о том, что было пережито.
Продолжительность 55 мин., 18+
Фауст
(Петербургский камерный театр ТОК, Санкт-Петербург)
По мотивам пьесы Кристофера Марло
Режиссёр — Владимир Литвинов
Художник — постановщик — Маргарита Литвинова
Исполнитель — Николай Балобан
В новом прочтении «Фауст» превращается в яркую, искрометную трагикомедию,
разыгранную скоморохом. На наших глазах из подручных средств возникают сцены из
жизни известного ученого и колдуна, заключившего сделку с дьяволом.
Серьезная тема произведения и трагическая судьба героя замечательно перемежаются с легкими, комедийными сценками, а необычный жанр — скоморошина — вводит в спектакль элементы фольклора: частушки, народные песни и танцы, позволяя по новому взглянуть на знаменитую легенду.
Продолжительность 1 час 20 мин., 16+
Сегодня умер мой кот
(Театр «Синий сарафан», Санкт-Петербург)
По пьесе Веры Бойцовой
Режиссёр, художник-постановщик и исполнитель — Яна Гловацкая.
Невероятно пронзительная документальная история, полная юмора и боли о взрослении, поиске себя и самоидентификации. История об исследовании жизни и смерти. Целая кошачья жизнь рядом с человеком.
Невидимое присутствие кота в течении всего спектакля. Очень важная и нужная сегодня история, которая приводит нас к пониманию главной ценности бытия — ЖИЗНИ!
Пьеса «Сегодня умер мой кот» вошла в шорт-лист Любимовки-2021.
Продолжительность 1 час, 12+
Жирная Люба
(Коллаборация «Театра «Шалом», Москва и «Театрального проекта 27», Санкт-Петербург)
По повести Олега Липовецкого «Жизнь номер один».
Режиссер — Юлия Каландаришвили
Художник — Евгения Платонова
Композитор — Глеб Колядин
Художник по свету — Екатерина Кузьмиченко
Исполнитель — Олег Липовецкий
История о поиске себя в этом мире, о преодолении невзгод на разных
этапах взросления. Спектакль сделан по автобиографической повести Олега
Липовецкого «Жизнь номер один», ее герой – толстый подросток, которого дразнят из-за того, что он не такой: и внешне, и внутренне.
«Жизнь номер один» — очень личный текст. Одно дело писать его и совсем другое — произносить вслух со сцены. Я не думал, что это будет так сложно. Обычно актёр
прикладывает усилия, чтобы сблизится с персонажем, мне же, наоборот, нужны силы, чтобы смотреть на героя со стороны. Ведь он — живёт внутри меня.
Этот спектакль о том, что случается в первый раз. О потерях и открытиях. О поражениях и победах. О любви, которая побеждает страх и смерть. А ещё — это объяснение в любви моей семье».
Продолжительность 1 час 30 мин., 12+
SAK-SOK
(Театральная площадка MOÑ/творческое объединение «Алиф», Казань)
Куратор — Нурбек Батулла
Танцовщики: Нурбек Батулла, Марат Казиханов, Йусуф Бикчантаев
Музыканты: Ислам Валеев, Эрик Марковский, Йусуф Бикчантаев
Вокал — Зарина Вильданова, Татьяна Ефремова
Свет — Рашид Османов
Художник по костюмам — Ильшат Вильданов
В основе перформанса лежит древний татарский баит – «Сак-Сок», где говорится о двух братьях близнецах, которые поссорились из-за наконечника стрелы и были прокляты матерью. Проклятие превратило их в двух птиц – Сак и Сок. Птицы не могут встретиться, как только они пытаются подойти друг к другу, между ними вырастает гора. Мать осознала всю трагедию произошедшего, но она не в силах отменить проклятие. Говорят, Сак и Сок до сих пор скитаются по миру…
Спектакль создан благодаря фонду поддержки современного искусства «Живой город». Участие в фестивале «Свой» стало возможным благодаря поддержке Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РФ.
Продолжительность, 50 мин. 18+
Лес. Актриса
(Проект Бориса Павловичa «ЛЕС», Санкт-Петербург)
По мотивам произведений Владимира Бибихина
Автор и исполнитель – Кристина Токарева
Художественный руководитель постановки – Борис Павлович
Художник по костюмам – Екатерина Евсеева
«ЛЕС.АКТРИСА» является частью большого проекта Бориса Павловича «Лес». В Санкт-Петербурге он играется в театре им. Комиссаржевской, но на время фестиваля будет адаптирован под интерьеры Екатеринбургского театра оперы и балета. «ЛЕС.АКТРИСА» представляет собой site specific-спектакль или, как этот жанр принято называть в народе — «бродилку». Вместе с актрисой зрители проследуют по непарадной части театра, исследуя его «изнутри».
Проект «ЛЕС» представляет собой аналог сериала в театре или спектакль-грибницу. Он состоит из множества частей («актов»), каждый из которых с одной стороны является самостоятельным произведением, но с другой — связан с остальными общим «корнем», философией Владимира Бибихина, российского философа и филолога.
О том, что значит быть артистом размышляет в своем моноспектакле Кристина Токарева, поверяя теорию личным опытом.
Продолжительность 55 мин., 16+
Похороните меня за плинтусом
(Большой театр кукол, Санкт-Петербург)
По повести Павла Санаева
Режиссёр — Роман Бокланов
Художники постановки — Светлана Струкова
Художник по свету — Анастасия Кузнецова
Продюсер — Елизавета Екимова
Исполнители:
Максим Морозов
Лидия Клирикова /Дарья Константинова
История о мальчике Саше Савельеве, который живет вместе с бабушкой и дедушкой. Его детство совсем не мирное и безоблачное: Саша окружен тиранической любовью и деспотизмом самых близких родственников. Их дом – настоящее поле боя, где семья с особой жестокостью воюет сама с собой. Какова цена любви, которую обретают таким путем?
Моноспектакль «Похороните меня за плинтусом» – грустный разговор о том, как непросто бывает ребенку прорваться сквозь одиночество, сквозь неприветливый, сложный и непонятный взрослый мир, который выстроили вокруг него близкие.
Продолжительность 1 час, 18+
ДӨР
(Театральная площадка MOÑ/творческое объединение «Алиф», Казань)
Авторы и исполнители: Марсель и Маша Нуриевы
Музыканты: Сугдэр Лудуп, Эрик Марковский, Айдар Абдрахимов
Связи возникают и распадаются через ритм узоров замкнутого пространства ковра. Звуки, наполняющие пространство волнами вибраций. Тела, оставляющие тени и невидимые орнаменты в пустоте.
ДӨР* — перевод с тувинского языка:
1) почётное место в юрте (напротив входа);
2) сторона, противоположная фасаду
Спектакль создан благодаря фонду поддержки современного искусства «Живой город».
Участие в фестивале «Свой» стало возможным благодаря поддержке Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РФ.
Продолжительность 50 мин., 16+
Капитал
(Камерный театр «Среда 21», Москва)
Карл Маркс
Сценическая версия текста – Надя Кубайлат и Алексей Цветков
Режиссер – Надя Кубайлат
Исполнитель – Александр Николаев
Спектакль о фундаментальной работе Маркса, жизни независимого театра и
повседневных реалиях каждого из нас. Режиссер Надя Кубайлат поставила игровой спектакль по, казалось бы, заведомо неигровому материалу. Но сам Маркс считал свой текст вполне художественным, хоть и подпорченным «проблемами с печенью и деревянным стилем». «Капитал» был написан 150 лет назад и до сих пор остаётся актуальным критическим инструментом для описания современного общества.
«Этот спектакль невероятно весел. Зал смеется с первой секунды до последней: тут
фирменная каскадная клоунада блестящего артиста. Но это такой грустный, такой
подавляющий, нервозный смех — это смех человека, который осознал, что уже в
системе, и ничего не поделаешь, и ничего не поменяешь. Это смех раба, который осознал себя как товар. Это смех человека, который осознал себя внутри шоу Трумана. Это смех человека, который понял, что он внутри общества спектакля и вырваться из этих предлагаемых обстоятельств своей жизни уже невозможно. И в этом горьком смехе над собой видится опыт травм соприкосновения с театральной системой и режиссера, и артиста, и автора, и продюсера, и зрителя. Не надо думать, что театр где-то в стороне».
Павел Руднев
Продолжительность 1 час 15 мин., 16+
Дания тюрьма
(Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург)
По пьесе Аси Волошиной
Режиссёр – Пётр Шерешевский
Художник – Надежда Лопардина
Камера – Павел Труфанов, Сергей Дробот
Исполнители: Полина Диндиенко, Александр Худяков
Театр на бумаге
Персонажи пьесы, Он и Она, находятся одновременно в бытовом пространстве тюремной гостиницы и метафизическом – под деревом в ожидании Годо. Она пришла на свидание к отцу, Он вышел к матери, а дальше… сложнейший диалог двух людей, которые попали в непростую жизненную ситуацию, и в то же время разговор призраков героев множества пьес и романов, прошедших через историю театра, литературы и культуры в целом.
Именно на этой двойственности, мерцании между миром материальным и духовным,
между слиянием физиологическим и возвышенным строит свою пьесу драматург.
Пьеса имеет авторский подзаголовок, определение жанра: «театр на бумаге». В своем спектакле режиссер, вслед за автором, исследует претворение пережитой реальности в текст, то есть самый процесс творчества.
Номинант «Золотой Маски» по итогам сезона 2020/2021 годов в пяти номинациях:
Лучший спектакль в драме. Малая форма
Лучший режиссёр – Пётр Шерешевский
Лучшая женская роль – Полина Диндиенко
Лучшая мужская роль – Александр Худяков
Лучшая работа драматурга – Ася Волошина
Продолжительность 1 час 40 мин, 18+