Вклад женщин в классическую музыку всегда был велик. Не оценим он до сих пор. Женщины матери, жены, сестры, дочери и даже тещи. Они рожали и воспитывали будущих композиторов, читали им сказки перед сном, учили первым нотам, вдохновляли на романтические мелодии и даже на оперы о любви. А потом женщины переписывали ноты, записанные корявым мужским почерком. И никто не знает все ли мелодии, которые потом перерабатывали композиторы были народными, а не были сочинены их любимыми и сколько ошибок правила аккуратным почерком женская ручка.
Но, конечно же, были и женщины которые сами сочиняли музыку, были приняты в кругах композиторов-мужчин, и их произведения широко исполнялись и исполняются до сих пор. Хотя замужним женщинам композиторам всегда приходилось сталкиваться с завистью и ревностью мужей к их таланту и славе. Вот всего несколько имен из прошлого, почерпнутых их недр всеведущего интернета: Фанни Мендельсон — сестра известного композитора, который как говорят даже несколько её работ опубликовал как свои. Она умерла молодой. Ее муж сделал всё, чтобы Фанни посмертно получила своё призвание. Хильдегарда Бингенская — одна из самых известных женщин-композиторов Средневековья, С очень юных лет Хильдегарда писала духовные гимны – и слова, и музыку. Еще одна монашка — Кассия Песнописица. Считается, что сохранилось около полусотни духовных песен её авторства. Клара Шуман — жена и первая исполнительница песен Роберта Шумана и сама была выдающейся, широко известной сочинительницей. И пожалуй одно из самых известных имен последнего времени — Консуэло Веласкес с ее знаменитой «Бэса мэ… Бэса мэ мучо». Веласкес изучала музыку и сочинительство никогда не бросала. Она сделала довольно успешную карьеру именно как композитор. Но, конечно же, имена женщин-композиторов особенно классической музыки мало кому известны. Хотя Яндекс при запросе — «Женщины-композиторы» — выдает целую галерею имен прошлого и настоящего. Несколько научны работ Светланы Ивановой кандидата искусствоведения посвящены специально оперному творчеству женщин-композиторов прошлого. Сколько имен упоминается в ее работах, что не хватит объема одного материала, чтобы только их перечислить.
Но до сих пор в этой профессии как и во многих других творческих профессиях продолжают доминировать мужские имена.
Музыкальная организация «Лирика Классик» в союзе с издательством «Шостаковичи и Стравинские» и проектом «Музыка нашего времени» решили изменить эту ситуацию. С этой целью был организован международный фестиваль «Приглушенные голоса», посвященный поддержке и признанию женского вклада в классическую музыку. Первый сезон фестиваля посвящён памяти и 80-летию композитора-женщины, автору более 500 работ и заслуженному деятелю искусств РФ Татьяне Чудовой.
Проект охватывает несколько городов России. С февраля по август 2024 представления пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле. В рамках фестиваля будет исполнено десять произведений камерного формата семи композиторов-женщин из разных стран в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены в постановке режиссеров: Елизаветы Корнеевой (Красноярский театр им. Хворостовского) и Марка Верзатта (Опера Цинциннати, Метрополитен-опера).
Открылся фестиваль 7 февраля 2024 года в театральном зале ММДМ в Москве. В первый день фестиваля состоялись три премьеры: Татьяна Чудова «Сон Татьяны» по мотивам А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Русские женщины» о подвиге жен декабристов, и Эми Мерси Бич «Кабильдо», написанная в 30-е годы прошлого века. В центре данной оперы романтическая история о любви пирата Пьера Лафита и Леди Валери и его загадочного побега из тюрьмы «Кабильдо». Опера исполнялась на языке оригинала — на английском. Все три оперы были исполнены на оригинальных инструментах. Карина Погосбекова аккомпонировала на рояле весь вечер в сопровождении скрипки, виоланчели и ряде других инструментов. Зрители аплодировали и дарили цветы.
Премьеры были разные. Одно можно отметить определенно, хороший вокал исполнителей и их актерскую игру. Хотя мне лично больше всего понравилась мини-опера — «Кабильдо»
Также перед зрителями выступила Алина Небыкова, композитор, председатель Совета Союза композиторов Евразии, основатель лейбла «Шостаковичи и Стравинские».
Московских зрителей еще ждут показы мини-опер: Мисси Маццоли, «Доказательство», Анна ЛеБарон, «Блюзовый зов освободит тебя», Алина Небыкова, «Ждана», Анна Кузьмина, «Сны и не сны», Алина Подзорова, «Периодическая система»
Фестиваль призван открывать имена, неизвестные широкой публике. Будем надеяться, что выбор организаторов фестивальной программы понравится большинству зрителей.
Людмила Шерова