30 августа театр «Модерн» пригласил журналистов на встречу с актерами, играющими в спектакле «Цветы нам не нужны«. После пресс-конференции состоялся пресс-показ. Автор пьесы, актриса театра Надежда Селиванова, присутствовала тут же. Режиссер-постановщик — художественный руководитель театра Юрий Грымов. На пресс-конференции исполнители ролей военных преступников с готовностью сообщали представителям СМИ, что они не оправдывают своих героев.
И вот мы уже в зрительном зале. Все начинается с Нюрнбергского процесса 1946 года. Из 7 военных преступников — сподвижников фюрера, представленных в пьесе, только один Шпейер признал свою вину. Но все они получили реальные тюремные сроки: 10, 15, 20 лет и пожизненное в тюрьме Шпандау. Остальной сюжет пьесы рассказывает нам о том, как эти люди (если их можно так назвать) жили все время своего заключения в тюрьме. Представители стран-победительниц — СССР, США, Великобритании и Франции — посменно охраняли заключенных. Их семеро: Рудольф Гесс, Альберт Шпеер, Бальдур фон Ширах, Константин фон Нейрат, Вальтер Функ, Карл Дёниц и Эрих Редер. Семеро нацистских преступников, ставших в 1947 году узниками тюрьмы Шпандау.
И тут происходит странное смещение или смешение. Перед нами реальные живые люди со своим индивидуальным характером и со своими взаимоотношениями. Они, на удивление, «человечны», хотя не без конфликтов и интриг. И это более чем смущает. На память всё время приходит имеющаяся информация из литературных источников и хроники о ситуации с политическими заключенными как в фашистских концлагерях и местах заключения, так и в советских тюрьмах. Когда видишь сцены свиданий военных преступников с женами, припоминается «10 лет без права переписки» и преследование семей политических заключенных. А ещё их расстрелы и расстрелы жен и детей, которые совершали фашистские оккупанты на захваченных территориях.
Сцена, декорации, свет, костюмы, игра актеров — всё отлично. В спектакле звучат музыкальные хиты 40-60-х годов, которые играют заключенным. Представители каждой страны во время своего дежурства проигрывают хиты своих стран. А ещё заключенные слушают новости и оказываются, на удивление, слишком информированными о том, что происходит в мире: тут и полёт Юрия Гагарина в космос, и выборы Кеннеди, и Карибский кризис, и прочее, прочее. Они обсуждают эти события.
Можно относиться с ненавистью к своему герою. Но сыграть эту ненависть, пожалуй, невозможно. Отелло в порыве ярости и ревности душит женщину, которую, казалось бы, безмерно любит. Кориолан, проливавший свою кровь за Родину и её народ, презирает народ и, изгнанный из родного города, идет на сговор с врагом, чтобы его уничтожить. И так далее. Примеров этому в истории театра множество. Как это сыграть? А ведь герои пьесы «Цветы нам не нужны» — военные преступники, пособники Гитлера. Но они ещё и любящие мужья и отцы.
Пьеса написана по историческим документам и дневникам заключенных, то есть, по дневникам самих военных преступников актрисой театра Надеждой Селивановой. Я читала мемуары Шпеера. Ну, он грамотно отработал свой миф «хорошего нациста». И тут могу только спросить: вы когда-нибудь вели личный дневник? В детстве или юности? Вы точно там записывали все, все, все? Я вела. Я там записывала очень многое, но далеко не все. И уж точно в своем личном дневнике вы будете белым и пушистым. И всегда правым, даже если в чем-то раскаиваетесь.
Главная роль в пьесе у «личного архитектора Гитлера» или «архитектора дьявола» Альберта Шпеера, которого, как верно подметили мои коллеги, «блистательно исполняет актер Вадим Пинский«. Его мифологизация чаще всего выражалась словами: «хороший нацист», что постоянно звучит со сцены весьма иронично. Хорошему немцу, да и, кажется, всем остальным, противостоит плохой немец Рудольф Гесс, первый заместитель фюрера. В исполнении Юрия Анпилогова он воплощает бесконечную преданность фюреру, нераскаявшегося преступника, который считает себя правым. Может быть, он даже чересчур неприятный персонаж, по сравнению с которым остальные стоят между ним и «хорошим нацистом» Шпеером.
На странице сайта театра, посвященной данному спектаклю, вы не найдете героя по имени Гитлер, но зато найдете Чарли Чаплина. Этих двух персонажей играет Роман Зубрилин, который перевоплощается из одного образа в другого. Сцены с Чарли Чаплином просто на ура! А Гитлер похож на героя Чаплина из фильма «Великий Диктатор«, отрывок из которого вплетен в сюжет спектакля. В какой-то момент на сцене начинает появляться черный ангел смерти, который не покидает сцену до последнего поклона. Постепенно все узники уходят, отбыв свой срок заключения или по состоянию здоровья. Последним уходит Шпеер, отбыв свой срок 20 лет полностью. Как же ироничен его уход. Он уходит к обеспеченной и хорошей жизни.
Спектакль заканчивается музыкальной композицией The Rolling Stones «Paint It Black» с созвучным спектаклю текстом: «Никаких других цветов, Я все хочу видеть в черном цвете» .
Спектакль мне понравился, но… (да, как всегда бывает, какое-то «НО»). На сцене военные преступники, в которых начинаешь видеть просто живых людей в определенных обстоятельствах, и в этих обстоятельствах они ведут себя вполне прилично. Их любят и навещают жены, которых власти не преследуют. Разве немецкие жены ничего не знали о деяниях своих мужей и о царящем произволе в стране? Военные преступники за свои преступления наказаны вполне гуманно. Шпеер разводит цветочки и ягодки во дворе тюрьмы. Они что-то читают, красят, чистят. Жизнь идет своим тюремным чередом. Все время думаешь: так почему же не высшая мера? Большинство из них дожило до освобождения и неплохо заработало на мемуарах о своей жизни в тюрьме и о своих воспоминаниях о Третьем рейхе. Что из этого должно послужить уроком молодому поколению?
«Ничего не может быть страшнее фашизма!» Это тот вывод, который мы должны вынести после просмотра. Нам об этом говорят. Но мы, старшее поколение, даже родившееся много позже окончания Второй Мировой Войны, прекрасно знаем это. В нашем детстве это впиталось в кровь с молоком матерей.
Немногие сегодня знают, что на скамье подсудимых правая рука Гитлера. Герман Геринг на предъявленные обвинения отвечал прокурорам США и Великобритании: «Чем вы отличаетесь от нас?«. На тот момент уже была ядерная бомбардировка мирных жителей Японии.
Так что фашизм не умер, пока кто-то по тем или иным причинам готов уничтожать несогласных, недовольных, инакомыслящих, в общем, «ИНЫХ».
Об этом ли спектакль? Трудно сказать, но он заставляет задуматься о прошлом, из которого редко извлекают уроки.
Когда смотришь спектакль, посвященный борьбе с фашизмом, задумываешься над определением данного явления. Источники в целом не сильно расходятся, но, с моей точки зрения, наиболее подходящее определение содержится в Википедии: «Фашизм: ультранационалистическая идеология и общественно-политическое движение, а также устанавливаемый на их основе диктаторский режим. Фашизм характеризуется централизованной автократией, милитаризмом, жёсткой социальной иерархией, силовым подавлением оппозиции и индивидуальных свобод, а также стремлением к мобилизации общества и к тотальному контролю над обществом и экономикой«. Можно выселять евреев из центра города, а можно выселять бедных. Можно загонять неугодных в концлагеря, а можно устанавливать плату (зарплаты, пенсии, пособия) ниже прожиточного минимума. Фашизм многолик, и он, действительно, никуда не уходил.
Кто они, эти семь военных преступников, которые действуют на сцене театра. В рамках театральной рецензии не сделать того, что не было сделано на Нюрнбергском процессе. Но хочется, чтобы у читателей и будущих зрителей было представление о них. Поэтому настоятельно рекомендуем: не пожалейте времени и поищите информацию в Интернете.
Людмила Шерова
фото с сайта театра «Модерн»
Всё отлично, спасибо за рецензию! Но слово «чересчур» пишется слитно и с буквой «с»: «Может быть, он даже через чур неприятный персонаж, по сравнению с которым остальные стоят между ним и «хорошим нацистом» Шпеером».
Спасибо.
Благодарим за замечание — изменения внесли 🙂