С самого начала просмотра меня не оставляло чувство, что я знаю эту вещь и самое главное ее финал. Но я так и не вспомнила от куда я ее знаю. Хотя все може быть, ведь пьесу «Это все она» белорусский драматург Андрей Иванов написал 11 лет тому назад.
На самые разнообразные запросы с названием пьесы и с вариантами типа: «мать, сын и интернет». Поисковик выдавал ссылки на две постановки в Сатириконе и в театре на Таганке, и на многочисленные зарубежные фильмы. А также на статьи педагогов и психиатров о взаимоотношении детей и родителей. И меня вслед за ними тоже заносило то в одну, то в другую сторону.
Казалось, что передо мной открылся новый мир — мир проблемных взаимоотношений родителей и детей. Но так казалось только в первый момент. Это далеко не новый мир. Ведь в мировой драматургии эта проблема всегда стояла весьма остро. Например: В. Шекспир «Король Лир, «Ромео и Джульетта», «Гамлет»; А. Островский «Лес», «Бесприданница»; О. Уайльд «Звездный мальчик» и т.д. и т.п. Счастливый конец — большая редкость в таких историях.
Наше время привнесло в эти отношения новый элемент — ИНТЕРНЕТ. Полезность и удобство интернет коммуникаций никто не станет опровергать: это и письма, доставляемые в мгновение ока, и новости, и теплые слова, сказанные…точнее, написанные во время и доставляемые другу, даже если он в этот момент не в сети. А еще возможность быстро найти нужную информацию. Например, текст пьесы «Это все она» и прочесть.
Но, как и любое благо, Интернет имеет свою обратную сторону. Мы стали реже встречаться. Расстояния для нас стали проблемой. За Новый год с друзьями можно выпить, сидя перед монитором компьютера или смартфона. Компьютерные игры стали бичом молодежи. «В июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в 11-й перечень международной классификации болезней, которое ввели в действие 1 января 2022 года» (Википедия). Интернет и компьютерные игры стали заменой реальной жизни и простого человеческого общения, как это происходит и в этой пьесе.
Что произошло в семье наших героев? Погиб отец, и все пошло наперекосяк. Вместо того, чтобы потянуться друг к другу, мать и сын ушли в себя, в свой мир. Она работает и страдает от потери. Он смотрит ужастики, увлекается роком и компьютерными играми и тоже страдает. Но все началось раньше, еще при отце, и все гораздо глубже. Очень удивляет отсутствие у школьника не то что друзей, но даже приятелей, с которыми бы он общался в реальной жизни, с кем бы ходил вместе в кино, на концерты, созванивался, обсуждал девчонок, пересылал смешные видео, резался в компьютерные игры. Он живет не в вакууме, он же ходит в школу.
На сцене сын и мать постоянно общаются по телефону. У нее и у него только один собеседник. И такое впечатление, что его телефонный друг и ее телефонная подруга мифические. Они говорят сами с собой, вместо того, чтобы поговорить друг с другом. Помните Барон Мюнгхаузен любил говаривать: «Улыбайтесь господа». Я бы сказала: говорите друг с другом
Пьеса и спектакль начинается с того, что мама рассказывает подруге по телефону, как она обычно приходит домой после работы с сумками, а сын никогда не открывает, сидит в наушниках и якобы не слышит. Но вместо просьбы о помощи она ругается.
Чтобы как-то наладить отношения с сыном, она решила подарить ему птицу (попугая). Но и тут забыла спросить сына, нужно ли ему это сейчас. Он не открывает, она орет. И по словам сына, она орет постоянно. И мать, и сын думают о том, вот был бы муж-отец все еще жив, все было бы иначе. Мы застаем мать и сына, которые уже стали чужими людьми.
Мать отдалилась, превратившись в ту, которая старается все делать для сына: кормить, одевать, покупать смартфоны и не нужных ему попугаев. Вместо душевного тепла орать, злиться и ударять мальчишку… А сын стал желать, чтобы все кончилось…ВСЕ…Декорации лаконично рисуют нам два мира, которые на сцене разделены пространством, но кажется, что между ними непреодолимая стена. А ведь могли быть одним общим домом.
И тогда она решается создать виртуальную сверстницу сына во Вконтакте, где он якобы сидит. Все для того, чтобы поговорить с сыном, а в жизни вот никак нельзя этого сделать. Удивляет, что и в социальной сети Сын не завел друзей, с кем можно было бы поболтать хотя бы виртуально. И вдруг странная больная виртуальная девочка Тоффи стала его отдушиной. Автор не дописывает финал. Его можно интерпретировать по-разному. У наших героев на сцене театра на Таганке финал, кажется, предопределен.
Спектакль психологически сильный. На сцене всего два исполнителя. Виктория Толстоганова играет и мать и Тоффи. Денис Власенко — сына и Тауэрского ворона в виртуальном общении с Тоффи. Актеры играют блестяще. Когда смотришь спектакль, даже не задаешься вопросами о том, что бывает так или нет. Главное понимаешь, что так быть не должно. После финальных бурных аплодисментов задумываешься над необходимостью героям обратиться к специалисту и уже не к психологу.
В ролях:
Виктория Толстоганова
Денис Власенко
Даня Киселев
Постановочная группа:
Автор — Андрей Иванов
Режиссер — Данил Чащин
Художник — Дмитрий Разумов
Людмила Шерова, фото автора