19 и 20 апреля текущего года в новосибирском театре «Красный факел» состоялась премьера музыкального спектакля «Ромео и Джульетта». Такую версию бессмертного произведения Уильяма Шекспира создали специально приглашённый пермский режиссёр Марк Букин и драматург Наталия Макуни, которые в значительной степени переработали исходный текст английского классика, придав ему новое звучание и наделив новыми смыслами.
По словам Марка Букина, изначально стояла задача «создать адаптацию языка, чтобы он был сегодняшним, актуальным и современным». При этом было необходимо найти именно поэтическую адаптацию, созвучную первоисточнику, которая не заместит собой всем известные строчки Шекспира, а станет как бы их новой интерпретацией, раскроет заложенные в них, но ранее скрытые оттенки и нюансы значений, глубину чувств и т.д. Кроме того, при выборе формы постановки было решено, что это будет именно музыкальный спектакль. Музыка как вид искусства обладает очень сильным воздействием на человека, способностью отражать всю гамму человеческих чувств и задевать куда больше струн в человеческой душе, чем обычные диалоги героев, которые мы чаще всего слышим со сцены. В итоге получился спектакль синтетического формата, совершенно непохожий на то, что доселе исполнялось на сцене «Красного факела» – нечто на стыке мюзикла и драмы. На сцене вживую играет музыкальный бэнд, в котором задействованы клавиши, аккордеон, гитары и барабаны, а герои на сцене то устраивают барабанные шоу, то сходятся в рэп-баттле, то исполняют настоящие рок-баллады. На выходе получается достаточно мультижанровая палитра, которая непременно найдёт своих слушателей. Конечно, нельзя не отметить вокал исполнителей главных ролей – Анастасии Плешкань и Вадима Гусельникова. Это то, что называется high class.
Наверное, сюжет пьесы Шекспира знают все, и нет нужды его ещё раз подробно пересказывать. Перед нами Верона XVI века – это не тот милый туристический уголок, полный романтики и окутанный таинственным ореолом, а довольно мрачное и унылое место, город раздоров, насилия и ненависти, где непрерывно идёт дождь, а семейства Монтекки и Капулетти враждуют не на жизнь, а на смерть. Вся сценография спектакля, начиная с кроваво-красных букв, которыми начертано слово Verona, настраивает зрителей на этот минорно-декадентский лад, создаёт атмосферу тоски и безысходности. Да, действие спектакля перенесено из Средневековья в наши дни, но по сути это мало что меняет, ведь речь идёт о вечных, временных ценностях – любви, которая превыше всего, и свободе выбора, праве человека самому распоряжаться своей судьбой, вне зависимости от силы обстоятельств и мнения окружающих. Оба эти постулата воплощают в себе Ромео и Джульетта, с отчаянием обречённых противостоящие царящим вокруг злобе и ненависти, противопоставляющие им силу своих искренних чувств, бескорыстие и самоотверженность, на которые способна только молодость.
А противостоять им действительно приходится очень многому. Здесь и отец Джульетты в блистательном исполнении Андрея Черных, который готов переступить через дочь и навязать ей брак с нелюбимым, и её мать – прекрасная Дарья Емельянова воплотила образ безвольной, подавленной мужем и своей социальной средой женщины, которая, сообразно желанию супруга, также принуждает дочь выйти замуж. Образ отца, стоит признать, получился очень сильным. Это настоящий семейный тиран под маской заботливого и достопочтенного pater familias, по существу, продающий родную дочь посватавшемуся к ней Парису. В их беседах то и дело мелькают слова «договор», «сделка», «по рукам» и т.п., будто речь идёт не о женитьбе, а о какой-то торговой операции. Впрочем, для обеих сторон это, похоже, действительно так и есть. И только потом, когда они принимают Джульетту за мёртвую, в них просыпается какое-то подобие чувств.
Вообще все роли в спектакле получились очень сильными. Нельзя не отметить отца Лоренцо в исполнении Егора Овечкина, ведущего свой спор с Богом и помогающий влюблённым тайно обвенчаться. Затем он же даёт Джульетте особое снадобье, которое должно на какое-то время лишить её признаков жизни – тогда её оплачут как покойную, а затем она сможет воссоединиться с возлюбленным. Понравились также Бенволио и Меркуцио, произносящий сакраментальное «чума на оба ваших дома». Очень неординарными получились слуги Монтекки и Капулетти, по виду сильно напоминающие этаких «пацанов с района» и дерущиеся друг с другом с не меньшей яростью, чем друг к другу относятся их хозяева.
Верона вообще – город тотальной, возведённой в абсолют жестокости, где «насилие никто не стремится унять» и где «кроме силы нет закона». И даже предостережение герцога, грозящего тамошним жителям суровыми карами за очередные акты насилия, не сильно помогают. И хоть Ромео и говорит Джульетте, что «сегодня никто не умрёт», мы понимаем, что всё будет совсем не так. В итоге сначала на дуэли с братом Джульетты Тибальтом погибает Меркуцио, затем от руки Ромео гибнет сам Тибальт, а Ромео изгоняется из города и вынужден на время уехать. Раз пролившись, реки крови уже не могут остановиться. У Шекспира всё кончается трагическим финалом – гибелью главных героев, чья любовь переходит в иное измерение, где отныне будет обитать sub specie aeternitatis. Под знаком вечности. Спектакль «Красного факела», напротив, дарит в конце надежду на то, что отнюдь не всё в жизни мрачно и безнадёжно, что счастье возможно, если его очень сильно захотеть. И это главное.
Каким должен быть эталонный спектакль по «Ромео и Джульетте», не знает никто. За время, что минуло с момента написания пьесы, на театральных подмостках всего мира были сыграны тысячи спектаклей, каждый из которых, наверное, был по-своему прекрасным и имеющим право на жизнь. Краснофакельская премьера, как кажется, обязательно должна зайти как молодой публике благодаря пропитывающему её драйву и местами очень даже современной обиходной лексике, так и людям постарше, ведь в спектакле хватает и отсылок к шекспировскому оригиналу. Постановка Марка Букина убедительно доказала, что современное, смелое прочтение классики может не портить её, не опошлять, а выводить на новый уровень и как бы дарить вторую жизнь. Бывает, конечно, по-разному, но с «Ромео и Джульеттой» произошло именно так. Что не может не радовать.
фото Виктора Дмитриева с сайта театра