«Дон Жуан» — инструкция по приручению

"Дон Жуан" - рецензия и отзывы на фильм Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм "Дон Жуан" - в кинотеатрах с 8 декабря

Казалось бы, история про Дон Жуана, передаваемая из уст в уста в Европе более четырёх столетий назад и литературно изложенная французом Жаном-Батистом Мольером в середине 17 века, в нынешнее раскрепощённое и вседозволенное время должна была бы потерять свою актуальность. Однако, именно к ней обращаются в своём совместном сценарии супруги — актёр, режиссёр Серж Бозон и журналист, писатель Аксель Ропер.

"Дон Жуан" - инструкция по приручению

Я люблю французский своеобразный, отличительный от других, стиль кино, и до просмотра картины «Дон Жуан», стартующего в России 8 декабря 2022 года, была знакома с некоторыми картинами Бозона и Ропер. Например, с той же «Миссис Хайд» (2017), которая оставила у меня (как и у многих) ощущение недосказанности, но тоже своими корнями уходящая в классику, а именно — в произведение Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Познакомившись с трейлером нового сиквела, я априори мгновенно была взята в плен «Дон Жуаном» из-за того, что главную героиню звали Жюли — ну практически как меня. Но памятуя, какое тоскливое впечатление у меня осталось после подобного по жанру — мюзиклового кино «Ла-ла ленд» (2016) с Райаном Гослингом и Эммой Стоун, я решила отбросить эмоции подальше и смотреть французское творение как журналист, а не как Юля-зрительница. И что меня сразу зацепило — удивительная артхаусная неспешность, даже какая-то пустота моментами: и декорационно, и сюжетно, и диалогово.

В последние годы я настолько привыкла к тому, что самое главное в современном фильме — это динамика, скорость и напряжение, что вот такое спокойное развитие событий, периодически дающее воздух и время для осознания, воспринялось мною словно оазис посреди песчаного самума. В некотором роде «Дон Жуана» можно назвать даже муви-комедией, если бы не внутренние травмы героя, героини и отца покончившей с собой из-за неразделённой любви девушки. Как я поняла, фильм этот Серж Бозон и Аксель Ропер создали в попытке переосмыслить древний известный сюжет о мужчине-соблазнителе, понять его суть. И с этой точки зрения, и с точки зрения искусства, нужно сказать им спасибо. Потому что их «Дон Жуан» изящно красиво даёт ответы на многие извечные вопросы.

"Дон Жуан" - инструкция по приручению

Будучи типичным мизанабимом, данная история нашего времени крутится вокруг театральных репетиций спектакля по одноимённой мольеровской пьесе. Главный герой Лоран (Тахар Рахим) — актёр, вознамерившийся жениться на актрисе Жюли (Виржини Эфира). Но когда жених ждёт невесту в торжественной обстановке вместе с музыкантами в местной мэрии, она не приходит. С этих кадров и начинается кино.

Изначально воодушевлённый Лоран вдруг становится уязвимым и местами даже жалким. Ему кажется, что окружающие смотрят на него с презрением. Он напивается и ищет возможность унять душевные муки в объятиях какой-нибудь первой встречной женщины. Ему попадается хохотливая рыжеволосая бестия, которой он поёт грустную песню: «Вы кажетесь такой счастливой! Это опасное поведение… Вы делаете это мне назло?.. Мне больно от Вашего веселья! Ваше веселье — терроризм!..»

"Дон Жуан" - инструкция по приручению

Проснувшись по утру, Лоран уходит из номера отеля (в котором живут задействованные в постановке спектакля лица), оставив девушке записку «Прощай». Но в баре он тут же пытается завязать разговор с незнакомой брюнеткой, расточая ей комплименты о глазах. Отверженный ею, он видит скромную блондинку в очках, которой начинает петь прежнюю песню о том, какая она опасно счастливая. Однако, количество выпитого алкоголя зашкаливает, и Лоран падает.

Своему другу он признаётся, что в каждой встреченной женщине видит только образ Жюли. Удивительно, но пришедшую вскоре после репетиции к нему в номер молодую исполнительницу роли жены Дон Жуана Эльвиры, он прогоняет. «Видимо, в область его внимания входят только опытные женщины, в которых он подсознательно может найти что-то общее с Жюли«, — подумала я. Ведь после он спускается на морскую набережную в кафе, где подбирает женский красный шарф и… пытается шантажом вынудить его хозяйку заняться с ним сексом в обмен на дорогую ей вещь, подаренную любимым человеком. Вот такой вот поворот! При этом он как бы поучает женщину-потеряшку: «Любовь не уживается с небрежностью«.

Тут мне захотелось покопаться в психологии приоритетов мужчин с синдромом Дон Жуана. Ведь Лоран и представлялся зрителю как соблазнитель-сердцеед! И я набрала в поисковой строке браузера «Какая женщина нужна Дон Жуану«. Столько характеризующих подробностей я не ожидала прочитать, но нечто подобное интуитивно и предполагала.

В общем, данному типу с контрзависимой нарциссической структурой личности необходима взрослая женщина, умеющая любить его материнской безусловной любовью на расстоянии, вечно ускользающая от него и периодически вызывающая ревность. Факт сбежавшей из-под венца невесты Жюли оказался сильным ударом по самооценке Лорана. Но забыться он хотел опять же среди подобных ей женщин.

"Дон Жуан" - инструкция по приручению

А Марина, которая должна была играть с актёром в спектакле Эльвиру и которая обратилась к нему за поддержкой, для него была обузой, так как эгоистично требовала к себе внимания, не умея ничего дать взамен. Так же как и покончившая с собой из-за него Дельфина. Объясняясь с её отцом-стариком, который в безутешном горе то и дело появляется то тут, то там, Лоран выглядит беззащитным подростком — ну и в самом деле, не может же он каждой влюблённой в него отвечать взаимностью! Когда старик играет за роялем, актёр грустно вспоминает, что когда-то здесь любил играть отец Жюли, которого она очень любила.

— А что ещё она любила? — спрашивает как бы между делом, перебирая пальцами по клавишам, отец Дельфины.
-Жить, — отвечает Лоран.
— У Вас было много женщин?
— Да, но до неё я не умел выбирать.
— Эгоцентрик… Игрок… Это свойственно комедиантам… Сосредоточенных тружеников много, они не впечатляют…

Примечателен момент обсуждения спектакля со студентами — образ Дон Жуана вырисовывается в диалоге интересным именно в связке с женщинами, то есть по отдельности — ни он, ни соблазнённые им женщины ничем не выделяются.

На очередной репетиции Лоран узнаёт, что Марина отказалась от своего участия в спектакле, а на её замену пригласили… Жюли. Обуреваемый чувствами, он не знает как себя вести. И в перерыве она вызывает его на разговор:

— Ну давай, задай этот вопрос…
— Почему ты меня покинула?
— Pourquoi?.. Зачем придавать такое значение любви, — начинает петь Жюли, — если она рано или поздно заканчивается?

Однако, выясняется, что подъехавшая тогда к мэрии Жюли увидела Лорана в окне, смотрящего вожделенным взглядом на проходящую мимо брюнетку с тростью. Этот его взгляд и стал раздражающим триггером ревности для Жюли. Потом, услышавший диалог влюблённых, друг Лорана попытается объяснить женщине, что тот смотрел на прохожую как актёр, который иногда пытается представить себя другим человеком, вжиться в образ другого. На что Жюли немножко обиженно ответила:

— Он представлял себя не ею, а С НЕЮ.

В этот момент я подумала: «Наверное, если бы такой фильм снимали в Швеции, то Жюли должна была бы подойти к той брюнетке и предложить ей провести с ними брачную ночь. Ну за вознаграждение какое-нибудь, само собой«. Прямо даже захотелось написать письмо Сержу и Аксель, чтобы взяли Юлю из России консультантом своих будущих шедевров для нетривиальных поворотов. Ну да ладно… Возможно я не права, и зрительницам мира нужна именно такая немножко пафосная сказка-инструкция по приручению Дон Жуанов… Почему-то слабо верится в то, что фильм увлечёт мужскую аудиторию. Хотя я бы несомненно рекомендовала его для тех, кто находится в отношениях.

Не хочется окончательно скатиться в спойлерство, поэтому скажу лишь, что далее будут и романтичные сцены, и вдохновенные, и драматичные. И в конце я забыла про своё обещание, данное себе в начале просмотра — не отождествлять себя с героиней: так захотелось каким-нибудь магическим способом на словах Лорана: «Я всего лишь актёр! В жизни я не играю!» — внедриться в сценарий, закончив его хэппи эндом. Но конечно такое не под силу даже самому Господу Богу. И тем не менее сейчас вот прошло некоторое время, а лёгкая невесомая энергия картины будто и не закончилась вовсе, будто бы эта история о любви продолжается и навсегда теперь останется внутри меня…

Юлия Руденко

Поделиться с друзьями

профессиональный журналист, писатель, музыкант.

Оцените автора
( 5 оценок, среднее 5 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.