Театр на Таганке решил отметить 225-летие со дня рождения Александра Пушкина постановкой «Пиковой дамы», которая состоялась 10 октября 2024 года на Основной сцене, Режиссер спектакля Денис Азаров, инсценировка Ольги Никифоровой по мотивам повести.
В Театре на Таганке, видимо, решили: юбилей, так юбилей. И поэтому наполнили спектакль большим количеством пушкинских текстов из пьес, сказок и стихов на самые различные темы. И постарались усилить эффект мистицизма, на который намекает текст повести Пушкина. И тут возник образ Юродивого (Никита Лучихин)— так указано в программке, который современному зрителю представляется чем-то средним между московским бомжом или туристом с рюкзаком за спиной. И этот юродивый катает графиню в инвалидной коляске и произносит слова Дон Карлоса из пьесы Пушкина «Каменный гость».:
«Ты молода... и будешь молода
Еще лет пять иль шесть. Вокруг тебя
Еще лет шесть они толпиться будут,
Тебя ласкать, лелеять, и дарить,
И серенадами ночными тешить,
И за тебя друг друга убивать
На перекрестках ночью. Но когда
Пора пройдет, когда твои глаза
Впадут и веки, сморщась, почернеют
И седина в косе твоей мелькнет,
И будут называть тебя старухой,
Тогда – что скажешь ты?»
И это «Ты молода… и будешь молода еще лет пять иль шесть»… чтобы мы запомнили повторяется несколько раз. Эти слова произносит старая графиня в коляске и повторяет Лиза (Александра Хованская), одетая в платье и фартук не то гимназистки, не то школьницы старшеклассницы.
Ну и для большей ясности, когда дважды повторяется сцена, в которой Лиза все в той же форме школьницы вывозит в инвалидной коляске согрбенную графиню, подвозит ее к одному из длиный столов, графиня произносит слова Лауры из той же пьесы.
В постановке звучит цитирование порой больших отрывков, порой отдельных строк из разных произведений Пушкина. Тут вам и стихотворение «Бесы», и «Узник», и письмо Татьяны из «Евгения Онегина» и много много что еще. Также игроки за картами напоминают нам «Сказку о попе и работнике его Балде», «Руслана и Людмилы», «Сказку о золотом петушке» и прочее. В общем, вполне юбилейная постановка. Вспоминаешь не только школьную программу, в которую включены произведения Александра Пушкина.
Декорации спектакля напоминают собой интерьер советской столовой, высокие потолки, узкие высокие окна и стены отделанные плиткой. Вутри длинные столы и стулья. И в этой практически современной обстановке происходит все действие. После смерти графини, ее кладут на один из столов. И тогда помещение уже кажется похожим на морг.
Молодые люди, которые скорее похожи на офисных менеджеров играют в карты, выпивают и непринужденно говорят на разные темы. Надо отметить, что исполнители ролей игроков и в том числе Томского (Филипп Котов), Сурина (Алексаей Финаев-Николотов) и Германа (Александр Зарядин) весьма убедительны и существуют естественно в этом странном пространстве, которое создали постановщики спектакля, Бал, на который отправляется графиня с воспитанницей Лизой похож на дискотеку, где офисные менеджеры разряжены в яркие пиджаки. Скромница Лиза танцует на столе.
Герои спектакля всерьез обсуждают тему о том, не сделаться ли любовниками графини. В то время, как у Пушкина эта тема звучит только один раз и то в мыслях наедине у Германа: «Представиться ей, подбиться в её милость, – пожалуй, сделаться её любовником.» Останавливает реализацию этих планов только возраст старой графини.
Говорят, что это история о том, как человек сходит с ума, как скромный, рассудительный и работящий молодой человек, который жил по принципу: «расчет, умеренность и трудолюбие» — что и было его тремя картами, вдруг сорвался. Чрезмерное самоограничение способно привести к взрыву. И вот он в спальне графини…
Узнав, что графиню играет Ирина Апексимова я сразу предположила, что это будет совсем не старуха. Но то, что я увидела, превзошло все мои фантазии на эту тему. Стоило «старухе» скинуть кружевной пеньюар и перед нами и Германом предстала стройная красотка в супер мини и ботфортах на высоченных шпильках. Видимо, это ответ на слова Томского (внука графини), который говорит, что подсматривая за бабушкой он иногда видит молодую и привлекательную женщину, а не старуху. Впрочем, Апексимова в таком виде уже нам показалась, гуляя среди игроков карт и стоя у микрофона.
Еще до финала спектакля сначала Лиза, потом и графиня напевают романс на стихотверене Пушкина «Что в имени тебе моем?». В этом варианте это довольно мрачное исполнение в дуэте Лизы и Графини, которые одеты практически одинаково и завершило спектакль.
Ну и чтобы разнообразить пушкинскую тематику в спектакль добавили неоднократное включение Эдит Пиаф «Non Je Ne Regrette Rien» (Нет я не жалею ни о чем).
По мнению постановщиков в данной версии «Пиковая дама» — это «сплетение триллера, нуара, комедии и драмы, сопровождаемые специально созданной для него музыкой Кирилла Таушкина в стиле электро-рок.
Весь драматизм истории проходит мимо, Из героев никого не жалко, никому не сочувствуешь, ни весело, ни грустно. Просто странно.
Людмила Шерова
фото Татьяна Китинг, Игорь Червяков.