Вспомнился одноименный фильм 1982 года режиссера Игоря Масленникова и фильм-опера 1962 года режиссёра Романа Тихомирова. Не без интереса я их пересмотрела уже после пресс-показа. Это только подтвердило моё положительное впечатление от постановки заслуженного артиста России Игоря Яцко в театре Моссовета. Да и инсценировка Романа Козырчикова показалась очень удачной и сделанной с большим уважением к авторскому тексту с той лишь разницей, что в повести Германн играл на банковский билет, а не на большую наполненную бумагами шкатулку.
Режиссер решил не искать откровений в крутых модернистских приемчиках или в переносе героев из своего времени в какое-то другое. Перед нами вполне классическая постановка с костюмами в историческом стиле и оригинальным световым решением, и не менее интересным решением сценического пространства, в котором от сцены к сцене меняется интерьер, тоже вполне в историческом духе.
Любители всего модного и неожиданного могут сказать: «Ну, как же это скучно.» Но сегодня уже скучно, как раз использование новомодных приемчиков при постановке классики. А вот классический стиль как раз большая редкость. Впрочем, здесь могут быть самые разные позиции по поводу того, что является классическим, а что новомодным.
Графиня в молодости — Ксения Хаирова, Граф Сен-Жермен — Виктор Гордеев
Графиня Анна Федотовна — Валентина Талызина
Спектакль музыкальный, и это не удивительно, ведь для большинства российских зрителей «Пиковая дама» — это либо повесть, либо опера Петра Чайковского. Поэтому неудивительно, что большое внимание в спектакле уделяется музыке. В «Пиковой даме» участвует фортепианный квартет в составе: Дмитрий Берлизов, Татьяна Бреславская, Сергей Пантелеев, Елена Федотова. На протяжении всего спектакля звучат известные романсы пушкинской эпохи Михаила Глинки, Дениса Давыдова и других. Особенно порадовал дуэт Лизы и Полины «Уж вечер…» из одноименной оперы П. И. Чайковского, исполненный немного в шутливой манере, но правильно. Кроме того, в спектакле показаны балы и танцы, которые тоже радуют.
Мне показался удачным и подбор исполнителей на все ведущие роли. Германн в исполнении Станислава Бондаренко узнаваем сразу, к счастью, его образ не стали демонизировать, как в одноименном фильме-опере. Он смотрится скромным, благородным и искренне влюбленным в Лизу. Но…
Дама черной масти — Анастасия Тагина, Германн — Станислав Бондаренко
Лизавета Ивановна — Ксения Комарова, Германн — Станислав Бондаренко
Когда человек из года в год вынужден в чем-то себе отказывать, он непременно однажды сорвется. И самое обидное, что катализатором этого стала любовь. Но не будь в душе Германна зависти к своим богатым друзьям, может быть и не случился бы этот срыв. Богатые и удачливые друзья-офицеры Германна безусловно подтрунивали над ним, потому что им жилось беззаботно и легко, в отличие от него.
Девушка Лиза (Ксения Комарова), бедная воспитанница богатой графини, начиталась любовных романов и, конечно же, не могла не влюбиться в заглядывавшего в ее окна молодого красивого военного инженера.
Дама — Лили Болгашвили, Чекалинский — Александр Бобровский, Дама — Екатерина Девкина, Дама — Мария Колесникова
Германн — Станислав Бондаренко
Мне очень понравились сцены, в которых графиня в молодости (Ксения Хаирова) общается с мужем (Дмитрий Журавлев) и графом Сен-Жерменом (Виктор Гордеев). Здесь перед нами предстают яркие и эффектные сцены. А уж как хороша графиня, хотя уже в возрасте.
Эффектны сцены, в которых Германн ставит карты, которые ему сообщила, явившись к нему не то в видении, не то во сне, старая графиня. Ощущение обреченности было даже тогда, когда он выигрывал. Графиня Анна Федотовна, в исполнении народной артистки России Валентины Талызиной, является настоящим столпом того общества, диктатором. А ведь в молодости это был совсем другой человек. Впрочем, как же она напоминает сегодняшних столпов общества. В молодости они вели бесшабашную и разгульную жизнь, а теперь учат нас всех воздержанию и дисциплине. Седина мудрости не прибавляет.
Лизавета Ивановна — Ксения Комарова
История драматическая и поучительная, а также немного мистическая. Хотя я не вижу ничего мистического в том, что нам порой приходится видеть вещие сны? Мне приходилось. Именно поэтому у нас порой возникает эффект дежавю. Обычно такое происходит, когда человек думает о чем-то важном для него.
Любил ли Германн Лизу? Вот в фильме и в фильме-опере у меня не сложилось такого впечатления, а в театре Моссовета Германн любил. Но все же, себя он любил больше. Богатство его так прельщало, что он поверил истории о старой графине и истории о трех картах. Ну что ж… Ведь, как сказано в арии Германна из оперы «Пиковая дама»:
«Что наша жизнь - игра, Добро и зло, одни мечты... Пусть неудачник плачет, Кляня, кляня свою судьбу».
В спектакле все заканчивается тем, что Лиза приходит к Герману, который сошел с ума и попал в Обуховскую больницу под номером 17. Она любит и прощает. В произведении Александра Пушкина все справедливее. Лиза выходит замуж за другого. Счастлива ли она? Об этом Пушкин умолчал.
Людмила Шерова