В конце февраля текущего года новосибирский театр «Красный факел» представил, пожалуй, самую яркую и долгожданную премьеру нынешнего, уже 103-го по счёту сезона, и по совместительству первую премьеру календарного года – спектакль «Люди своевременных взглядов» по рассказам известного московского писателя и киносценариста Александра Цыпкина, автора нескольких сборников рассказов, вышедших совокупным тиражом более 350 000 экземпляров.
Широкой публике Александр Цыпкин в первую очередь знаком по сериалу «Беспринципные», который с декабря 2020 года транслировал телеканал ТНТ, а также его продолжению, фильму «Беспринципные в деревне», вышедшему в кинопрокат в марте этого года. Кроме того, Цыпкин известен благодаря своему литературно-театральному проекту «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого известные отечественные артисты читают тексты его произведений в разных театрах России. Побывал этот проект и в Новосибирске, причём в том же самом «Красном факеле». Так что постоянным зрителям этого театра нет нужды лишний раз представлять автора литературной основы новой постановки.
«Люди своевременных взглядов» — это своеобразный альманах коротких комических историй. В основу спектакля, поставленного режиссёром Александром Созоновым, легли шесть рассказов Александра Цыпкина: «Трагическое недоразумение», «Чеширский кот с окровавленной бензопилой», «Любовь за две копейки», «Русский экстаз», «Капсула правды» и «Фауст», причём для каждого сюжета использовались отдельные декорации. Совместить шесть разных рассказов в одной постановке – a priori задача нетривиальная и непростая, но, как представляется, на выходе получился весьма целостный и гармоничный симбиоз, в котором наличествуют истории на любой вкус: здесь и точная и беспощадная сатира на отечественных чиновников, и забавные истории из серии «приключения иностранцев в России», и трогательные лирические сюжеты. Две истории, рассказанные в «Чеширском коте» и «Капсуле правды», объединены общим главным героем — обаятельным плутом и авантюристом Славиком-не-звезди в исполнении одного из ведущих актёров театра Михаила Селезнёва, который в интервью назвал своего персонажа современным Дон Жуаном, Дон Кихотом и бароном Мюнхгаузеном, и определённые аллюзии с этими бессмертными персонажами действительно возникают. Довольно отдалённые, но всё же.
Работа над спектаклем, насколько известно, началась за несколько месяцев до премьеры, и по тем видео и фотоматериалам с репетиций, что публиковались в аккаунтах «Красного факела» в соцсетях, a priopri было понятно, что зрителей нового спектакля ожидает нечто грандиозное. Своим удивлением масштабом грядущего шоу делился и столичный гость, на чьих глазах он создавался: «Я-то привык так: вышли-поговорили-ушли, а здесь – просто ух! Не ожидал, что на каждый рассказ будет полная смена декораций, и вообще, чего только на сцене не происходит – на репетициях я сидел с отвисшей челюстью».
Особая сложность заключалась в самом заявленном жанре будущего спектакля, т.к., как справедливо считается, комедию создавать труднее всего. В принципе, это не новость. Давно известно, что рассмешить другого человека – весьма непростая задача, чуть ли не самая сложная в искусстве. Решать эту задачу взялся Александр Созонов – режиссёр в театральных кругах известный, но вот с жанром комедии он, по собственному признанию, в данном случае непосредственно и вплотную соприкоснулся впервые. Забегая вперёд, можно сказать, что в целом получилось более чем неплохо, хоть и с некоторыми нюансами.
Собственно, первые трудности начались ещё тогда, когда из 120 рассказов Александра Цыпкина пришлось отбирать восемь, на основе которых, как предполагалось, и будет создаваться спектакль. Выбор, надо полагать, был непростым, ведь резать пришлось буквально по живому: в процессе ведь приходилось отбрасывать многие не менее достойные произведения, и, кроме того, было необходимо соблюсти некий баланс, чтобы в постановку вошли разноплановые рассказы: и сатирические, и лирические, и драматические. Был и ещё один немаловажный фактор – хронометраж, из-за которого задача ещё больше усложнилась, и вместо восьми рассказов в конце концов пришлось остановиться лишь на шести. Эту болезненную, но необходимую операцию режиссёр с автором осуществляли совместно, о чём впоследствии сам Цыпкин говорил с присущим ему юмором: «Это была сложная задача: как из 120 гениальных рассказов отобрать только шесть». Но даже в таком усечённом варианте спектакль длится без малого три часа. Казалось бы, достаточно долго, и это всего с одним антрактом. Но нет. На самом деле эффект затянутости не ощущается от слова «совсем», и, на мой взгляд, теоретически в спектакль ещё можно было бы добавить 1-2 истории без особого ущерба его качеству и зрительскому восприятию. Но, как ни крути, в театре существуют определённые временные рамки, которые необходимо соблюдать. Ничего не попишешь.
Главной фишкой самых первых показов «Людей» было, конечно же, участие в них самого Александра Цыпкина, который обращался к пришедшим в зал с приветственным словом, говоря о том, какая большая честь для него выйти на сцену «Красного факела». А затем, уже в самом спектакле, исполнял роль Автора. Цыпкин, по его признанию, от этого своеобразного камео долго отказывался, будучи не слишком высокого мнения о собственных актёрских способностях, но в итоге, на радость зрителям, всё же согласился.
Спектакль открывается ярким и красочным выходом всех занятых в нём актёров, танцующих под зажигательную музыку, что сразу даёт нам понять, что в ближайшие почти три часа нас ждёт море юмора и позитива. Так и происходит. Нашему вниманию предлагается бодрый и динамичный перформанс, который точно не даст скучать. Кстати, этот спектакль получился едва ли не рекордным по количеству занятых в нём артистов – целых 20 человек, среди которых нашлось место как корифеям вроде Владимира Лемешонка, Андрея Черных и Елены Ждановой, так и более молодым, но уже известным завсегдатаям «Красного факела» актёрам. К слову, многие из них оказались задействованы сразу в нескольких эпизодах, сменив по ходу спектакля по два, а то и три амплуа и создав по-своему уникальные, запоминающиеся образы.
По своему масштабу этот спектакль действительно получился отнюдь не тривиальным. Причём в самых разных аспектах. Например, в плане сценографии. В спектакле используются уникальные декорации для каждой из шести историй, благодаря чему зрители оказываются то в кабинете мэра провинциального города, то в городском парке, то в уютном купе поезда, то на московских улицах. В общем, локации постоянно меняются, и это добавляет аутентичности и достоверности всем рассказываемым эпизодам. Декорации – это, пожалуй, и впрямь то, что в этом спектакле больше всего впечатляет по своему размаху и сложности. К этому, конечно, можно относиться по-разному. Например, известный французский драматург Жан Ануй писал в пьесе «Подвал», что сложность – всегда признак слабости пьесы, при этом ссылаясь на классика испанской драматургии Лопе де Вега, который, в свою очередь, утверждал, что «театр – это подмостки, две доски и одна-единственная страсть». Тезис небесспорный, хоть и имеющий право на жизнь. Так или иначе, в случае «Людей своевременных взглядов» сложность декораций трудно отнести к недостаткам постановки. Думается, все зрители, уже имевшие возможность оценить творение Цыпкина-Созонова, с этой точкой зрения солидаризируются.
Наверное, пересказывать всё содержание спектакля смысла нет. Начинается он с рассказа «Трагическое недоразумение», в котором повествуется о мэре вымышленного города Каратовска, Тимофее Ильиче Маразове, решившем сделать что-то полезное для дорогих сограждан и устроить импровизированный субботник, убрав один из городских парков – «Берёзки». А дальше начинается самое интересное: выясняется, что накануне субботника этот парк убрала «конкурирующая фирма», а туда, между тем, уже пригласили журналистов и горожан. Вот уж действительно трагическое недоразумение. Но находчивый градоначальник с помощью не менее находчивых помощников находит блестящий выход – «засрать парк обратно». Выход, стоит признать, поистине гениальный. Для реализации этой блестящей идеи, в свою очередь, нанимается специальное агентство, которое (ещё одно «трагическое недоразумение») загаживает совсем другой парк – «Дубки». А выясняется это, собственно, уже на месте событий, где собралось городское руководство, жители и пресса. Казалось бы, положение безвыходное, но только не для отечественного чиновника, который умудряется перекрутить ситуацию в свою пользу, да ещё и получить повышение – перевод в Москву.
Дальше зрителям представляются четыре истории, которые можно разбить на две пары. В одной из них в центре внимания оказывается уже упоминавшийся Славик – пожалуй, самый известный лирический герой Цыпкина. Кстати, в первоисточнике его прозвище, эквивалентное «не ври», звучит куда более экспрессивно, но в постановке, по понятным цензурным причинам, его пришлось слегка облагородить. Ну а дабы «печатный» вариант был созвучен оригиналу, в итоге получился Славик-не-звезди. Вроде и конвенансы все соблюдены, и при этом все прекрасно всё понимают.
Вторая пара рассказов живописует забавные истории об иностранцах, впервые оказавшихся в России, и потому совершенно ничего в ней не понимающих. Получилась такая минутка безудержной ностальгии по России эпохи конца 80-х-начала 90-х, по тому времени, когда наша страна стремительно открывалась миру, для которого доселе была огромной terra incognita, а мир, в свою очередь, в лице свих отдельных представителей приезжал сюда и пытался познакомиться с этой неизведанной землёй. При этом иногда случались и казусы, подобные описанным в цыпкинских рассказах. Ну, по крайней мере, они вполне могли бы иметь место в реальной жизни.
Замыкает спектакль рассказ «Фауст» — мой самый любимый из всех шести представленных. Это безумно трогательная, добрая, по-хорошему наивная love story. Главная героиня коей – очаровательная девушка Таня Грушинкина. Данное в тексте описание этой милой особы говорит само за себя: «девушка была хороша собой, добра душой и не дура. Набор – жди беды». И беда действительно происходит, когда на балтийском побережье Таня знакомится с коварным «потомственным москвичом» Кириллом Копельковым. Конечно же, завязывается курортный «балтийский роман, вышедший за рамки романтического уикенда». Таня несколько раз приезжает к Кириллу в гости в Москву на выходные, и они вместе замечательно проводят время. Но в один не самый прекрасный день, узнав, что Кирюша заболел, Таня приехала к нему пораньше, и тут выяснилось, что Таня для Кирюши – лишь услада выходного дня, и что существует другая девушка, Влада, которая с понедельника по пятницу радует юношу по безотказному древнеримскому методу optimum medicamentum coitus est.
В общем, наивные девичьи грёзы в который раз оказались попраны мужчиной-подлецом, и теперь Таня сидела одиноко в кафе и громко плакала. За этим неблаговидным занятием её застаёт Максим – крупный, «геометрически безупречный» мужчина. Ну, безупречность его заключалась в том, что фигурой он изрядно походил на нашу планету. Но это неважно. Между Максимом и Таней завязывается милая и весьма содержательная беседа, в ходе которой он предлагает девушке пожить в его квартире, пока он на выходных будет в отъезде. Немного посомневавшись, Таня соглашается, а в довесок получает собаку Фауста, которую Макс специально привёз из приюта. Она несколько дней живёт в этой квартире, знакомится со всеми находящимися там вещами, и постепенно настолько привязывается к каждой из них, что не хочет уезжать. Но в итоге приходится, а Макс признаётся сестре, что придумал всю эту историю с отъездом и собакой ради Тани. Красиво, мило, романтично.
Если как-то итожить свои мысли и впечатления, то, конечно, нельзя не отметить режиссёра Александра Созонова, сведшего воедино шесть авторских историй, всю постановочную бригаду спектакля, проделавшую феноменальную работу, результатом которой стал во многом уникальный по масштабу и сложности спектакль. Декорации и музыкальное оформление, на мой взгляд, заслуживают самых лестных оценок, а бутафорские собачки, с помощью которых «отработали» парк «Дубки» — это вообще космос, милота в степени бесконечность. Ну и, естественно, особая благодарность актёрам «Красного факела», которые в очередной раз оказались на высоте, что, впрочем, едва ли должно кого-то удивлять.
Александр Созонов говорил после премьеры, что, по его мнению, спектакль должен давать рецепты счастливой жизни. Найдёт ли кто-то из зрителей для себя в этой постановке такие рецепты, сказать сложно. Спектакль, стоит признать, получился достаточно нетривиальный и, допускаю, он может зайти не всем. В тех рецензиях и отзывах, с которыми довелось ознакомиться, встречаются как хвалебные, так и негативные оценки. Особенно некоторых задевает «пошлый юмор с ТНТ» и «глупые шутки про собачье дерьмо». Что можно на это сказать? Каждый видит то, что хочет. В любом случае, если есть о чём поспорить, то спектакль как минимум точно нельзя назвать плохим или тем паче провальным. Я сам не являюсь горячим поклонником творчества Александра Цыпкина, и его уподобление Зощенко или Довлатову представляется мне изрядным преувеличением. Говоря объективно, чисто с технической точки зрения спектакль сделан превосходно, но достиг ли он своих изначальных целей, вопрос открытый. Сам Цыпкин говорил, что будет рад, если после спектакля зрители выйдут чуть добрее и счастливее. Не могу говорить за всех, но, по крайней мере, в случае со мной так оно и было. К сожалению, в нашей нынешней жизни не так много позитивных эмоций, и подобные спектакли ценны тем, что служат для нас, зрителей, своеобразной инъекцией положительных эмоций. «Люди своевременных взглядов» — это лёгкая, добрая, светлая комедия, где можно и вдоволь посмеяться, и задуматься о каких-то важных вещах, и немного погрустить. При кажущейся поверхности и незамысловатости, этот спектакль содержит немало глубинных смыслов, которые при желании нетрудно считать. Опять же, по словам самого Цыпкина, на выходе получился спектакль о любви – любви к себе, другим людям, своей стране, несмотря на всё наше и их несовершенство. Действительно, именно в этом, как кажется, заключается главный посыл, или, если угодно, главная нравственная интенция этого спектакля, и одно это уже делает его достойным того, чтобы прийти и посмотреть его как минимум один раз. А лучше несколько.
Постановщики
Режиссер — Александр Созонов
Художник — Алина Алимова
Хореограф — Марина Яшина
Видеохудожник — Дмитрий Мартынов
Художник по свету — Андрей Абрамов
Композитор — Иван Кушнир
Саунд-дизайнер — Роман Савельев
Помощник режиссера — Наталья Ярушкина
Действующие лица и исполнители
В спектакле заняты — Антон Войналович , Елена Дриневская , Елена Жданова, Екатерина Жирова, Виктор Жлудов, Денис Казанцев , Анастасия Косенко, Ирина Кривонос, Камиль Кунгуров, Владимир Лемешонок, Екатерина Макарова, Сергей Новиков, Юлия Новикова, Егор Овечкин, Светлана Плотникова, Юлия Борщева (студентка НГТИ), Михаил Селезнёв, Андрей Черных, Ростислав Самусев, Евгений Осокин
Дмитрий Овчинников
фото Виктора Дмитриева (взяты с сайта театра)