«Белый список» антидетектив Алисы Хазановой и Романа Волобуева о «группах смерти»

Рецензии на фильмы

В ноябре 2015 года в интернете стала распространяться новость о самоубийстве 17-летней Рины Паленковой, легшей под поезд. В тот же год в «Новой газете» вышел материал о 130 жертвах так называемых «групп смерти» – сообществах в социальных сетях, где подростков провоцируют на суицид. «Белый список» – антидетектив, социальное кино и непредсказуемый триллер, основанный на реальной истории расследования этого дела.

Костюкова Аня выходит из дома, тихо говоря матери: «Пока». Только та не слышит её и продолжает разговаривать с кем-то по телефону. Девочка в лифте натыкается на соседку, которую нисколько не смущает ни её расстроенный вид, ни тот факт, что она поднимается на верхний этаж. Аня выходит на крышу и прыгает лицом вниз.

В газете об этом написали лишь два месяца спустя, а до Москвы новость дошла еще позже. Когда самоубийство девочки стало по-настоящему обсуждаемым событием, из Москвы в Подольск отправляют двоих следователей – уставшего, опытного Короткова и молодого карьериста Лазарева. Отправляют с одной целью – создать вид бурной деятельности, пока все не уляжется.

Улики и допросы не дают им ясности, а только еще больше запутывают дело. Одноклассники, знакомые и родные утаивают важные детали или вовсе дают ложные показания. В фильме то и дело всплывают отрывки фраз «учитель истории», «гуманитарная гимназия» и даже Коротков в шутку связывает эти события с издержками «гуманитарного образования». В процессе расследования выясняется, что случаев не 130, как было заявлено в «Комсомолькой правде» (в фильме заменили название газеты), а всего 15. Работники прокуратуры называют «Тихий дом», «Синего кита», «Белый список» подростковым фольклором, поскольку никакой связи с самоубийствами найти не удается.

В середине картины Лазарев сходит с ума – роман с молодой учительницей (Мельниковой) из Подольска обернулся для него трагедией. Дочь Мельниковой выбрасывается с крыши своего дома во время расследования и следователь считает причиной этого «Белый список» – 12 заданий, которые дает «психолог из Канады» подросткам, думающим о суициде. Спустя два года после отстранения от работы, Лазарев продолжает расследовать дело и начинает верить в теории заговора.

«Белый список» антидетектив Алисы Хазановой и Романа Волобуева о «группах смерти»

В этой картине Алексей Серебряков играет не брутального полицейского, а скорее мужчину, которого трудно чем-либо удивить. Коротков спокойно общается с родственниками погибшей и так же спокойно разъясняет напарнику, чем им грозит допрос несовершеннолетней. Лазарев, напротив, слишком эмоционально относится к делу – он то достает оружие в неподходящий момент, то доводит допрашиваемую до слез. Для Владимира Аверьянова это был почти дебют – главные роли актер играл всего в четырех работах. При этом сыграл он довольно убедительно. Единственное, за что стоит упрекнуть съемочную группу – сцена, где Коротков случайно встречает Лазарева в поношенной одежде, с растрепанными волосами и сильно поправившимся. Грим совершенно не убедительный, и куда больше сгодился бы для комедии «Чокнутый профессор». По мне пот, щетина и даже изборозжденное морщинами лицо вписались бы лучше.

По словам Алисы Хазановой, не было цели собрать самых знаменитых актеров. Кастинг-директор Элина Терняева скорее отбирала подходящих и талантливых. В актерский состав вошли Анастасия Красовская, известная по сериалу «Слово пацана» и заслуженная артистка Российской Федерации Евгения Крегжде. Стоит также отметить по-настоящему живые диалоги в фильме. В этом заслуга Романа Волобуева – в прошлом режиссер был журналистом, кинокритиком и главным редактором российского «Empire». В них и юмор, и жаргон, и сленг, и специальные термины, и порой слова-паразиты. Все приемы использованы к месту, каждый диалог раскрывает персонажа – не важно главного или второстепенного – с новой стороны, не открывая при этом внутренний мир героя.

«Белый список» антидетектив Алисы Хазановой и Романа Волобуева о «группах смерти»

Белый список» картина со множеством отсылок: на допросе одноклассниц Ани Лазарев сравнивает теорию о 12 заданиях и закрытом сообществе с «Бойцовским клубом», а критики находят параллели с другими работами Дэвида Финчера и Пона Джун-хо (южнокорейского кинорежиссера, автора «Паразитов»). Алиса Хазанова и Роман Волобуев создали затягивающую, виртуозную, страшную и непредсказуемую картину, оголив проблемы коллективной ответственности, бездействия и монотонности системы, разногласий и недопонимания между поколениями, вездесущего зла, обмана и страха, разрушающих жизни. Режиссеры по крупицам собрали «улики», чтобы ответить на вопрос: «Кто виноват?». Вот только ответ оказался довольно неясным и пугающим.

Васса Большакова

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( Пока оценок нет )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.