С 7 апреля на экраны выходит новый ужастик от Пако Пласы («Репортаж», «Уиджи: Проклятие Вероники»), который называется «Бабушка» (La Abuela). Дабы не вводить вас в заблуждение, надо сказать, что он скорее больше подойдёт любителям жуткой атмосферы, тем, кто скримерам предпочитает эстетику зловещих и таинственных коридоров, кто любит достраивать картинку, додумывать. За красотой здесь кроется мерзость и физиологические подробности, этот фильм пугает не только игрой воображения, но ещё до боли знакомым тезисом — молодость не вечна. Утверждения в обратном уже будут связаны с мистикой и колдовством, что собственно и демонстрируется в новой работе испанского режиссёра.
С момента выхода «Репортажа» (2008) и его второй части (2009) Пако Пласа, пожалуй, не снял ничего достойного в жанре ужасов. Был лишь драматический триллер «Око за око», и то который многие сочтут одноразовым. «Бабушка» тоже не станет открытием, картина не выглядит как нечто принципиально новое, кардинально изменённое или переосмсленное. Но притом это не худшая из страшных сказочек на ночь. От кошмаров мучаться не будете, но осадочек точно останется, здесь много въедающихся в мозг кадров.
В центре загадочной истории — молодая девушка Сюзанна, которая работает моделью в Париже. Обстоятельства вынуждают её приехать в Мадрид, чтобы ухаживать за своей бабушкой, у которой случился инсульт. Спустя всего несколько дней Сюзанна будет стараться освободиться от кошмарного бремени, отправив старушку в дом престарелых. Но всё не так просто — начинается какая-то бесовщина, к которой, видимо, как-то причастна бабуля. Привычная жизнь девушки летит под откос…
Саспенс у Пласы нагнетается постепенно, но история как будто не раскрывается до конца из-за того, что он слишком многое оставляет для толкования самим зрителем. Это не плохо, и всё же не такое поверхностное погружение в тайну позволило бы фильму раскрыться в полной мере. Но выручает использование тем, не столь характерных для хорроров — нежелание стареть, отказ от славы и разного рода благ. Главная героиня постоянно обращает внимание на рекламный щит, на котором красуется она сама. Сюзанна околачивается около него, чтобы её узнали. Вот и всё, что ей осталось — довольствоваться прошлым, былыми заслугами.
И это тоже по-своему страшно, никому не хочется забвения в юном возрасте.
В «Бабушке» нет выдающейся актёрской игры, но есть отличная игра на контрасте — молодая и симпатичная Альмудена Амор и ветхая 85-летняя Вера Вальдес.Подкупает и клаустрофобность фильма — героини взаимодействуют в замкнутом пространстве старинных апартаментов, что позволяет воочию наблюдать как увядает красота Сюзанны, у неё появляются мешки под глазами. Мы наблюдаем не только физический упадок, но и нравственный, когда девушка отказывается помогать родственнице, которая её воспитала.
Наверное, тем и привлекателен фильм Пласы, что в нём нет резких движений, но от этого он явно не становится менее адским. Мы давно уже изучили все инструменты хорроров и в «Бабушке» используются всё те же. Но в нём есть изюминка, он неприятный и вызывает подозрение, даже будоражит. И почему-то на долгое время остаётся с тобой после просмотра. А вот молодость уходит. И всё-таки настоятельно рекомендую потратить полтора часа своего времени на этот занятный фильм ужасов.