Generic selectors
Только точные совпадения
Поиск по названию
Поиск по содержимому
Post Type Selectors
Фильтровать по категориям
Без рубрики
Боевики
Выбор редактора
График премьер
Детективы
Дорамы
Драмы
Кинотеатры Бугульмы
Кинотеатры Воронежа
Кинотеатры Грозного
Кинотеатры Екатеринбурга
Кинотеатры Казани
Кинотеатры Краснодара
Кинотеатры Москвы (список)
Кинотеатры Набережных Челнов
Кинотеатры Нижнекамска
Кинотеатры Ростова-на-Дону
Кинотеатры Самары
Кинотеатры Санкт-Петербурга
Кинотеатры Тулы
Кинотеатры Уфы
Комедии
Корейские дорамы
Криминал
Лучшие фильмы
Новости кино
Новости театра
Обзоры
Оскар 2021
Приключения
Рецензии на спектакли
Рецензии на фильмы
Русская озвучка
Семейные
Тайские дорамы
Театры Воронежа
Театры Казани
Театры Москвы
Театры Тулы
Трейлеры
Триллеры
Ужасы
Фантастика
Фильм на выходные с психологом
Фильмы онлайн
Фотоотчеты
Фэнтези

Апичатпонг Вирасетакул “Память” 2021

Рецензии на фильмы
«Даже если вы не всегда понимаете, что происходит на экране — не надо смущаться, просто продолжайте чувствовать», — Апичатпонг Вирасетакул.

Триумфально взяв “Приз жюри” на Канском кинофестивале летом 2021 года, новый фильм “Память”, с Тильдой Суинтон в главной роли, произвел приятное впечатление на российских кинокритиков. Напомним, что фильм «Память» вышел в прокат 11 ноября.

История разворачивается вокруг Джессики, которую в не самый простой период ее жизни преследует звуковая галлюцинация, необычный звук “металла и земли”, который она сначала пытается воссоздать, а потом и вовсе следует за ним не только в глубь Колумбии, но и в глубины своей памяти.

Апичатпонг Вирасетакул “Память” 2021

Такое кино кинокритики называют «экспериментальным». Их целью является изучение ранее не тронутых тем, способов его создания, альтернативное изложение истории. Фильмы Апичатпонга относятся к этой категории.

Не всегда подобного рода вещи несут в себе ясность мысли или четкую постановку задачи, но изучать данный объект очень интересно. Фильмы тайского режиссёра в контексте данной категории ещё относят и к «медитативному» типу. Таким работам сложно давать какую-либо оценку или анализировать их, этим занимаются далеко не все кинокритики, а те кто и берётся за эту нелегкую работу, как правило, пишут о субъективности фильма.

Я пишу эту рецензию с тем же посылом, но в первую очередь хочу для себя и для вас упорядочить некоторые вопросы в «Памяти»: вопрос времени и памяти, как терминам в контексте экспериментальной работы Апичатпонга.

Время

Как и в прошлых работах режиссера “Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» или “Неопознанный полуденный объект”, “Тропическая болезнь”, фильм «Память» играет на наших стандартных представлениях о реальности. Нам легко принять необычные возможности героев, неопознанные летающие объекты или мифологизированных персонажей, когда речь идет об определенном жанре в кино, обозначенном с самого начала. Апичатпонг этого не делает, да его кино и не относится к подобному ряду. Как он сам говорит, его работы похожи на сны, в них не всегда есть логика, но это всегда является отображением действительности с внутренними переживаниями. Время в его фильмах, как и во снах, не статично, иногда сложно понять в каком моменте времени мы находимся — в будущем, настоящем или же прошлом. И если в моменте сложно уловить время вне его условности, то самое время просто ощущать/чувствовать.

Память

Допустим, что с временем мы немного разобрались, что же касается памяти? Ей Апичатпонг даёт характер эфемерности. Память становится общей, абстрактной и почти неуловимой в контексте фильма. Она хранится в сознании одного и легко передается другому, исчезает для нас в момент нашей смерти, но остается в наших
останках. Имеет ли она чистую форму, привязана ли к конкретному времени, и кто мы без нее, — все это вопросы, возникающие время от времени, как у меня, при анализе кино, так и у самой Джессики.

Апичатпонг Вирасетакул “Память” 2021

Чем является кинокартина Апичатпонга?

С визуальной стороны “Память” точнее будет назвать не фильмом, а кинокартиной. Мы привыкли, что кино всегда в технической части подразумевает наличие не просто сменяющих друг друга кадров, а также звук, операторскую работу, хорошо прописанные диалоги сценаристом и тд.

Музыкальное сопровождение

В фильме отсутствует какая-либо сопровождающая музыка, все звуки являются “реальными”, от этого тишина или малейший шорох, шепот становятся “кричащими”. В жизни мы не предаем этого значения, но в кинотеатре, кода ты слышишь, как рядом кто-то ест попкорн в такой оглушающей тишине, становится не по
себе. Но именно от этого мы отвыкли. От этого эффекта зрителя вынуждают концентрироваться на кадре/экране. Это что касается звука.

Апичатпонг Вирасетакул “Память” 2021

Операторская работа

В Особенности бросается в глаза работа оператора. В «Памяти» зрители, привыкшие постоянно следовать за
главными героями, смотреть на все их глазами и не бояться что-то упустить из виду, теряются. Камера статична и практически не двигается на протяжении всего фильма. Представьте себе: камера неподвижна 5,7, 10 минут, а фильм идет, картинка движется, герои живут в рамках охвата.Словно ты рассматриваешь картину, где сложно фокусироваться только на героях, ты обязательно стремишься рассмотреть детали. Это потрясающи эффект, особенно в контексте работ Апичатпонга, сейчас объясню почему и как с этим связан живой ландшафт.

Живой ландшафт

Режиссер большинство своих работ снял у себя на родине — в Таиланде, что обеспечивало работам, живой фон. Отличная гармония героев с живым ландшафтом — “Тропическая болезнь”, “ Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни” в этих проектах, человек возвращается к своему естеству, это возвращение, воссоединение с неким “домом”. Последний его фильм идет по схожей схеме, снимали не в Таиланде, а в основном в Колумбии, первая часть фильма так вообще в пределах городской среды. Ближе к концу героиня погружается полностью в природный ландшафт, где каждый кадр буквально дышит и живет сам по себе. В кадре появляются птицы, насекомые, дует сильный ветер и тогда кажется, что все явления взаимосвязаны и не являются простыми случайностями, а несут в себе некий смысл. Эффект “кинокартины” особенно подкрепляется подобными кадрами.

Совершенно не зависящая от человека естественная среда живёт вне зависимости от нашей воли. В моменты, когда камера неподвижна, героиня замирает, кадр продолжает жить — ручей журчать, птицы летать, а деревья крениться от ветра. “Ожившие картины Клода Моне”, — промчалось у меня в голове во время сеанса, наверное, эта мысль промелькнет и у вас в голове при просмотре “Памяти”.

Вместо заключения

Сочетание в себе “чувственного” содержания, сравнимого со сном и абсолютная гармоничность кадра, эффект “кинокартины” создает вкупе характер медитативного кино, экспериментального. Вы можете не всегда понимать, что происходит на экране, о чем идет речь или в чем же содержится та великая задумка режиссера, о которой говорят кинокритики, но у вас есть большие шансы прочувствовать его, пропустить через себя или просто насладиться этой чарующей гармонией “кадра-инсталляции” и “сюжета-сна”. Как, впрочем, и другие рекомендуемые мною работы Вирасетакула Апичатпонга.

Игра актеров
9
Музыкальное сопровождение
8
Операторская работа
9
Сюжет фильма
9
Развязка
8
Итого
8.6

Аня Курочкина

Поделиться с друзьями
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
INTEATR.RU
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.