В пьесе деревенскому жителю Павлу (Иван Мамонов) накануне 50-летия ставят предварительный диагноз – онкология. Как и ведется это у мужчин, он уже начинает думать о смерти и прощаться с жизнью. Всё для него теряет привычный смысл. Кроме этого случайно он обнаруживает в своём доме под полом старинную икону Николая Чудотворца.
Несмотря на это, Павел не погружается в веру, хотя его склоняет к этому набожная жена, постоянно посещающая храм в соседнем монастыре. Павел сомневается, что ему поможет Бог и ангел-хранитель: «ангелы вышли покурить, когда с ним случилась беда», считает он. Но диагноз оказывается ошибочным.
Он посещает церковную службу, лишь заинтересовавшись молоденькой послушницей Ангелиной (Екатерина Лисицына). Девушка пришла в монастырь, судя по всему, потому что её подруга нашла мужа, а она нет. Да и жена Павла Нина (Ирина Линдт) приходит в монастырь из-за неудовлетворенности семейной жизнью. Мужу она перестала быть интересна как женщина, а взрослый сын живет отдельно, и уже ничего не осталось от их семьи.
После того как Павел соблазняет молодую послушницу, та уходит из монастыря. И в финале пьесы Павел увозит её в город.
Какую роль в этой истории играет найденная старинная икона? Трудно сказать. Разве что это событие разрушает привычную жизнь деревенского дома и семейной пары. К ним начинают ходить паломницы, монашки, настоятельница монастыря и даже митрополит Агафангел (Александр Галибин). Он, попивая с Павлом виски, признается, что раньше любил женщин, своим детям покупал дорогие часы, квартиры, машины. Настоятельница монастыря игуменья Херувима (Татьяна Циренина) тоже не против выпить настойку.
Найденная икона ставит под угрозу не только привычный образ жизни, но само существование старого дома. Звучат угрозы, что его могут отнять и снести, а на его месте построить колокольню. Митрополит уже видит всю коммерческую выгоду от найденной древней иконы: развернется строительство гостиниц для паломников, магазинчиков, сувенирных лавок. И паломники потекут рекой, а вместе с ними и денежки. Бедный приход станет процветающим. О людях (Павле и Нине) думают в последнюю очередь. Правда, потом решают дом оставить, чтобы Павел при доме был в услужении.
В спектакле нет никакой крамолы ни религиозной, ни атеистической. Потому что речь вообще не о вере, как сказано выше, а о жизни, сексе и бизнесе. Главный герой, разменяв полвека, бросает жену-сверстницу. Меняет её на молодую Ангелину (Екатерина Лисицына), которая ему в дочери годится. Ещё раньше он утаивает от жены и сына полученные по наследству машину, гараж и квартиру в городе, где иногда устраивал кутежи. И сейчас именно туда собирается переехать с молодой Ангелиной. Не случись ошибочного диагноза об онкологии и найденной иконы, так бы и доживали Павел и Нина привычно в нелюбви. Виноваты ли в этом ангелы, которые вышли покурить? Вышли и не вернулись.
Актёры очень убедительны в сложной обстановке маленькой сцены «Зимний сад», когда с обеих сторон сидят зрители. Заканчивая то или иное действие, актёры садятся тут же в зале, постоянно оставаясь под неусыпным взглядом зрителей.
Мужской ансамбль «Скиф» из шести певцов украшает спектакль духовным песнопением. Эскизы костюмов созданы художницей Викторией Севрюковой и сшиты в церковном ателье.
По словам автора, герои спектакля пытаются найти ответ на главный для них вопрос: верю или не верю? С моей точки зрения это история не о вере, церкви, православии и пути к ним в сегодняшнем мире. Спектакль «Ангелы вышли покурить» не выходит за рамки бытовой драмы, оригинально поставленной и сыгранной интересно.
Людмила Шерова
Фото предоставлены пресс-службой театра