Необычность спектакля – в том, что зрители являются если не полноправными, то достаточно активными участниками творческого процесса. Например, они могут, в зависимости от ситуации, перекинуться парой фраз с Остапом Бендером, поучаствовать в магическом ритуале или аукционе и даже перекусить вместе с героями. А усадьба с легкостью трансформируется то в богадельню, бывшую ранее домом Кисы Воробьянинова, то в элитный ресторан или вокзал. Пожалуй, в том числе поэтому знакомый сюжет воспринимается по-новому.
Как и гайдаевский фильм, постановка начинается с приезда молодого авантюриста Бендера в Старгород. Случайно узнав о том, что бывший предводитель дворянства Киса Воробьянинов разыскивает драгоценности своей тещи, спрятанные в одном из 12 стульев гостиного гарнитура, Бендер присоединяется к поискам.
Невероятно обаятельный, «великий комбинатор» с легкостью входит в доверие к героям, которые ему встречаются, располагает к себе публику, несмотря на то что проворачивает весьма сомнительные сделки. Актеру Илье Роговину удалось в полной мере передать очарование своего персонажа. А Ипполит Матвеевич Воробьянинов (Михаил Вечикул) в этой постановке даже получился намного живее и симпатичнее своего киношного двойника.
В спектакле много музыкальных номеров. От некоторых из них, например от свадебного танго Грицацуевой с Бендером, просто невозможно отвести взгляд. Впечатляет и танец Воробьянинова с Еленой Боур, в которую тот был безнадежно влюблен когда-то в молодости. Партнерша, дама игривая и решительная, в танце, видимо, как и в жизни, берет инициативу в свои руки: заводит хрупкого Кису в головокружительные повороты, укладывает в поддержки и в итоге затаскивает за кулисы, подальше от посторонних глаз, под одобрительный гул зрителей. Но некоторые музыкальные вставки откровенно затянуты, например песня Отца Федора, терзаемого жутковатыми видениями.
Есть в спектакле и сцены, имитирующие отрывки из немого кино – создатели спектакля попытались воссоздать этот эффект с помощью мигающего света. Задумывалось, что движения героев в восприятии зрителя станут более резкими и поэтому смешными. Но дольше трех минут смотреть такое световое шоу тяжеловато, а для людей с некоторыми неврологическими заболеваниями может быть попросту опасно.
В целом, спектакль по-настоящему смешной, герои – живые и объемные, пусть иногда и чересчур громкие, например Эллочка-Людоедка или аукционистка. Шоу, во многом благодаря исполнителям главных ролей и необычному формату, оставляет у зрителей ощущение праздника, необычного аттракциона. Но сказать, что 3,5 часа пролетают незаметно, все же нельзя – кажется, постановку было бы неплохо сократить.
фотографии с сайта театра