С 18 апреля в российском прокате стартует показ фильма «Код «Красный». Картина основана на книге Дженни Руни «Красная Джоан» и рассказывает историю шпионки Джоан Элизабет Стэнли, в течение 40 лет передававшей Советскому Союзу сведения о британской ядерной программе.
Режиссер фильма Тревор Нанн придумал интересный ход, показав зрителям и молодую, и пожилую Джоан одновременно.
С пожилой Джоан мы знакомимся в самом начале кинокартины: бывшая шпионка живет в загородном доме, сажает цветы и читает газеты, когда к ней неожиданно вламываются агенты MI5 и арестовывают ее по подозрению в госизмене. Юная Джоан появляется на экране чуть позже – в воспоминаниях, возникающих у бывшей шпионке при допросе. А дальше воспоминания Джоан начинают перемежаться событиями из ее реальной жизни, и зрителя «бросает» из 1930-х – 1940-х годов в 2000-е и обратно.
В 1930-х Джоан была студенткой Кембриджа, в начале 1940-х устроилась в компанию, занимающуюся разработкой атомной бомбы. Впоследствии Джоан услышала по радио о тысячах погибших в результате ядерной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки, и приняла непростое решение: передать сведения о британской ядерной программе СССР. Ведь если атомное оружие будет у всех, возможно, никто не решится его применить.
Агентами, через которых Джоан передавала информацию, стали ее подруга по колледжу Соня и двоюродный брат Сони, Лео. Последний, вдобавок, был еще и первым мужчиной Джоан.
И Соня, и Лео оказались еврейскими эмигрантами из России (или, точнее будет сказать, из СССР) и еще в самом начале Второй мировой войны бежали в другие страны, откуда и пытались держать связь с Джоан.
Наивность юной шпионки противопоставляется искушенности Сони, а её сомнения — слепой вере Лео. Любовь сменяется предательством, жизнь – смертью, и за всем этим, безусловно, очень интересно наблюдать зрителю.
Возвращаясь к пожилой Джоан, стоит отметить, что после обвинения в шпионаже ей пришлось столкнуться не только с постыдными воспоминаниями, но и с черствостью агентов MI5, готовых продолжать допрос даже у больничной койки, и с жестокостью собственного сына – адвоката по имени Ник, несколько раз передумывавшего относительно защиты матери в суде.
Джуди Денч очень убедительно сыграла пожилую Джоан, и зрителю хотелось сопереживать героине на протяжении всего фильма, тогда как актерская игра Софи Куксон, воплотившей на экране молодую шпионку, у многих вызвала нарекания.
Кроме того, в фильме есть несколько серьезных недочетов. Так, например, за все время на экране ни разу не говорят о Советском Союзе, исключительно о России (которой в 1940-х годах не существовало в принципе).
Тем не менее, «Код «Красный» оставляет хорошее впечатление после просмотра, так что не пропустите его появление в кинотеатрах.
Историческая справка
Прототипом Джоан Элизабет Стэнли из фильма «Код «Красный» была Мелита Норвуд, дочь латвийских эмигрантов, подданная Великобритании. НКВД завербовал ее в 1930-х годах, а раскрыли «Красную «бабушку» только в 1992 году. Широкая общественность узнала о деятельности Мелиты Норвуд из статьи в Times с фотографией шпионки на первой полосе, вышедшей в 1999.